Читаем Апостол. 8 мая. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым

8 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 10, ст. 1–16. 

1В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!

4Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

6Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.

7Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем 8и, рассказав им все, послал их в Иоппию.

9На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление 11и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; 12в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

13И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

14Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.

15Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем читать книгу «Деяний». 10-я глава – очень интересный момент. Мы с вами еще не слышим об апостоле Павле. Пока что речь идет о Петре. Дело в том, что поскольку Павел изначально был избран Богом как апостол для язычников, то мы видим, что у него и проблем с восприятием того, что язычники равны с иудеями перед лицом Христа, было меньше. Он всегда отстаивал во всех своих Посланиях, что язычникам не обязательно обрезываться, они не являются нечистыми. Когда они крестятся вместе с иудеями, они все становятся братьями и сестрами во Христе. Обрезание, иудаизм перед этим не нужен. Не нужно транзитом через иудаизм становиться христианином.

Но не все люди, в том числе и апостолы, обладали такими широкими горизонтами, поэтому очень важно, чтобы Сам Господь показал эту истину через Свое обращение. Господь обращается к Петру с определенным наставлением, определенной идеей. Это происходит через некоего сотника Корнилия. Раз он сотник, мы понимаем, что он из язычников, «благочестивый и боящийся Бога». Напомню, что «боящиеся Бога» были те, кто, оставаясь язычниками по роду своему, даже не принимая официальный иудаизм, тем не менее тяготели к иудейской религиозной практике, читали Писание (вспомните евнуха эфиопского) и пытались понять, где же Истина. Они чувствовали, что к Истине можно прийти через иудаизм. Видимо, понимали, что самой Истины в иудействе, в Ветхом Завете еще нет.

Господь видел сердце Корнилия, что он готов к тому, чтобы воспринять весть о Христе. Здесь мы это и наблюдаем. «Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

 Итак, Господь, видя сердце Корнилия, хочет призвать его к себе. Но он – язычник. Как апостолам относиться к тому, что язычник захочет креститься, станет христианином без принятия иудаизма? Это был очень важный и очень неприятный для иудеев момент, что обрезание становится не обязательным. Для Петра эта проблема тоже существовала. Мы это видим из повествования и из того конфликта, описанного Павлом в Послании к Галатам. Петру было непросто преодолеть этот предрассудок. И когда он на время его преодолел – потом откатился обратно, в чем Павел его и обвинил.

«На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;  в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо».

 Объяснение этого видения идет дальше по тексту. Но даже сейчас мы понимаем, почему Господь обратился к Петру с этим видением. Потому как, действительно,  в Петре все еще был жив этот предрассудок – как приступить к язычнику. В Древнем мире сознание древнего человека это очень серьезная вещь – племенная корпоративная этика. «Возлюби ближнего своего». Кто такой ближний? Неужели просто приятный, хороший человек, друг твой? Нет. Ближний –  значит единоплеменник. Пусть он негодяй, но он – ближний, он из твоего рода-племени. Если даже из другого племени или народа прекрасный человек, он все равно не ближний. Мы знаем, что эти предрассудки существовали не только у древнего человека. Они  и в средние века, и сейчас существуют. Множество всяческих трагедий основывалось на этом. И, наоборот. Часто показывалось, что все-таки открытость людей, их любовь может преодолевать их различия: религиозные, конфессиональные, национальные, политические. Когда, скажем, люди разных партий дружат и любят  друг друга. Люди разных религий вместе общаются, дружат, готовы друг за друга голову положить. Это то, что и принесло христианство – любить, не взирая ни на что. Каждый человек, если он познал Божественную Любовь, если он к ней стремится, то есть выполняет главную и единственную заповедь Иисуса Христа, перед Богом получает оправдание, принятие. Бог дает эту Любовь просто так. Кто принимает – тот и может считать себя причастным Христу. Это очень важная христианская идея. Мы здесь видим, что даже апостол Петр не сразу мог всем сердцем, всем сознанием принять эту мысль. Ему нужно было прямое обращение Господа, и осмысление того, что бы это означало. Но об этом мы прочитаем позже.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать