Читаем Апостол. 8 марта. Хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил

8 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание Иуды. Глава 1, ст. 1–10.

 

1. Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом:

2. милость вам и мир и любовь да умножатся.

3. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.

4. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

5. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,

6. и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

7. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, —

8. так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.

9. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».

10. А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.

(Иуд. 1, 1 – 10)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами приступили к чтению последнего из соборных посланий, по крайней мере, последнего по оглавлению, – соборного Послания апостола Иуды.

Здесь, как в любом послании, мы видим прескриптум: кто кому пишет и благопожелание. Из этого прескриптума мы узнаем, кто такой этот Иуда, автор Послания: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова . Иуда называет себя рабом Иисуса Христа так же, как и Иаков в начале своего соборного Послания, но при этом здесь обозначено, что он брат Иакова. По всей видимости, Иаков – автор первого соборного послания, согласно оглавлению. То есть Иуда так же, как Иаков, является братом Иисуса Христа по плоти. Иуда и Иаков родные братья, а по отношению к Иисусу Христу они либо сводные братья, либо двоюродные.

Кому: призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом милость вам и мир и любовь да умножатся. Благопожелание здесь тоже христианское, но немного видоизмененное, не вполне похожее на то, которое мы привыкли видеть в посланиях апостола Павла.

Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Мы сразу видим, что повод, по которому апостол Иуда пишет свое послание, был обличительный, а также апостол пытается предостеречь своего адресата, чтобы тот не попал под влияние неких лжеучителей. Тема лжеучителей присутствует и в соборных посланиях, и в посланиях апостола Павла. 4-й стих характеризует этих людей: некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа .

В некотором смысле здесь мы видим параллель с коринфскими либертинистами, о которых говорили недавно, обращаясь к Первому посланию апостола Павла к Коринфянам. Это люди, считавшие, что поскольку они обладают свободой во Христе, то им все позволительно. Помните спор апостола Павла: «Все мне позволительно» – «Но не все полезно». Бывали и не только в Коринфе люди, которые думали, что свобода во Христе сродни вседозволенности, анархии, поведению без каких-либо границ. Апостол Павел в свою очередь очень корректно и тонко спорит со своими оппонентами, говоря, что, свобода во Христе действительно дает человеку ощущение свободы в полном и истинном смысле этого слова, но руководствоваться в жизни все равно необходимо принципом любви. Иначе получается, что свобода превращается в полную вседозволенность и человек не руководствуется никаким принципом любви, потому что свобода, любовь и ответственность – очень связанные понятия, важные качества христианина.

Апостол Иуда говорит, что есть подобные люди, сделавшие благодать, состояние во Христе поводом к распутству, то есть к неконтролируемому, неосознанному поведению, связанному с какими-то беспорядочными интимными связями, а также отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа . Возможно, они в своем вероучении отвергали Иисуса Христа как Сына Божия, а может быть, считали Его за какого-то высшего ангела, как это бывало среди гностиков, о которых мы когда-то говорили.

Дальше апостол Иуда, желая образумить тех людей, которые имеют склонность подпадать вод влияние лжеучителей, напоминает им три эпизода из Ветхого Завета, где говорится о том, как Господь, будучи Милостивым и Милосердным, все-таки проявлял Свою силу, в том числе в наказании нечестивых. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил. Мы помним, что Господь вывел евреев из Египта, а потом 40 лет они путешествовали по пустыне. Это было в том числе для того, чтобы вымерло поколение людей с рабским сознанием, которое вышло из Египта, и чтобы поколение с новым сознанием, родившееся в пустыне с ощущением кочевничества и стремления к земле обетованной, смогло войти в ту землю, населять ее и не вспоминать «египетские котлы», не цепляться за египетскую стабильность, благонадежность, а все-таки смотреть вперед, в сторону земли обетованной.

И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Мы знаем, что падшие ангелы были подвергнуты Божиему суду из-за своего непокорства, бунта, который был возглавлен ангелом Денницей, сатаной. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». Очень интересный момент, братья и сестры. Наверное, соборное Послание Иуды – это единственный новозаветный текст, где содержатся цитаты из апокрифов. Апокрифы не являлись частью Священного Писания, а были именно назидательным, нравоучительным чтением, не признанным при этом строго боговдухновенным. Такие апокрифы есть в иудейской и в христианской среде, есть апокрифические Евангелия, послания, Апокалипсис, Деяния. В данном случае это цитата из иудейского ветхозаветного апокрифа «Вознесение Моисея», где повествуется о том, как Моисей каким-то необыкновенным образом был взят к Богу. Прежде чем это произошло, Михаил Архангел спорил с дьяволом о Моисеевом теле, потому что дьявол пытался воспрепятствовать вознесению Моисея, напоминая о каких-то его грехах, например, как считают толкователи, о том, что Моисей, как мы помним из Ветхого Завета, убил египтянина. Во время этого спора Михаил Архангел не произносил укоризны даже на дьявола, а просто говорил: «Да запретит тебе Господь».

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать