Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание Иуды. Глава 1, ст. 1–10.
1. Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом:
2. милость вам и мир и любовь да умножатся.
3. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.
4. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
5. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,
6. и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
7. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, —
8. так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
9. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».
10. А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.
(Иуд. 1, 1 – 10)
Дорогие братья и сестры, мы с вами приступили к чтению последнего из соборных посланий, по крайней мере, последнего по оглавлению, – соборного Послания апостола Иуды.
Здесь, как в любом послании, мы видим прескриптум: кто кому пишет и благопожелание. Из этого прескриптума мы узнаем, кто такой этот Иуда, автор Послания: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова . Иуда называет себя рабом Иисуса Христа так же, как и Иаков в начале своего соборного Послания, но при этом здесь обозначено, что он брат Иакова. По всей видимости, Иаков – автор первого соборного послания, согласно оглавлению. То есть Иуда так же, как Иаков, является братом Иисуса Христа по плоти. Иуда и Иаков родные братья, а по отношению к Иисусу Христу они либо сводные братья, либо двоюродные.
Кому: призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом милость вам и мир и любовь да умножатся. Благопожелание здесь тоже христианское, но немного видоизмененное, не вполне похожее на то, которое мы привыкли видеть в посланиях апостола Павла.
Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Мы сразу видим, что повод, по которому апостол Иуда пишет свое послание, был обличительный, а также апостол пытается предостеречь своего адресата, чтобы тот не попал под влияние неких лжеучителей. Тема лжеучителей присутствует и в соборных посланиях, и в посланиях апостола Павла. 4-й стих характеризует этих людей: некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа .
В некотором смысле здесь мы видим параллель с коринфскими либертинистами, о которых говорили недавно, обращаясь к Первому посланию апостола Павла к Коринфянам. Это люди, считавшие, что поскольку они обладают свободой во Христе, то им все позволительно. Помните спор апостола Павла: «Все мне позволительно» – «Но не все полезно». Бывали и не только в Коринфе люди, которые думали, что свобода во Христе сродни вседозволенности, анархии, поведению без каких-либо границ. Апостол Павел в свою очередь очень корректно и тонко спорит со своими оппонентами, говоря, что, свобода во Христе действительно дает человеку ощущение свободы в полном и истинном смысле этого слова, но руководствоваться в жизни все равно необходимо принципом любви. Иначе получается, что свобода превращается в полную вседозволенность и человек не руководствуется никаким принципом любви, потому что свобода, любовь и ответственность – очень связанные понятия, важные качества христианина.
Апостол Иуда говорит, что есть подобные люди, сделавшие благодать, состояние во Христе поводом к распутству, то есть к неконтролируемому, неосознанному поведению, связанному с какими-то беспорядочными интимными связями, а также отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа . Возможно, они в своем вероучении отвергали Иисуса Христа как Сына Божия, а может быть, считали Его за какого-то высшего ангела, как это бывало среди гностиков, о которых мы когда-то говорили.
Дальше апостол Иуда, желая образумить тех людей, которые имеют склонность подпадать вод влияние лжеучителей, напоминает им три эпизода из Ветхого Завета, где говорится о том, как Господь, будучи Милостивым и Милосердным, все-таки проявлял Свою силу, в том числе в наказании нечестивых. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил. Мы помним, что Господь вывел евреев из Египта, а потом 40 лет они путешествовали по пустыне. Это было в том числе для того, чтобы вымерло поколение людей с рабским сознанием, которое вышло из Египта, и чтобы поколение с новым сознанием, родившееся в пустыне с ощущением кочевничества и стремления к земле обетованной, смогло войти в ту землю, населять ее и не вспоминать «египетские котлы», не цепляться за египетскую стабильность, благонадежность, а все-таки смотреть вперед, в сторону земли обетованной.
И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Мы знаем, что падшие ангелы были подвергнуты Божиему суду из-за своего непокорства, бунта, который был возглавлен ангелом Денницей, сатаной. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». Очень интересный момент, братья и сестры. Наверное, соборное Послание Иуды – это единственный новозаветный текст, где содержатся цитаты из апокрифов. Апокрифы не являлись частью Священного Писания, а были именно назидательным, нравоучительным чтением, не признанным при этом строго боговдухновенным. Такие апокрифы есть в иудейской и в христианской среде, есть апокрифические Евангелия, послания, Апокалипсис, Деяния. В данном случае это цитата из иудейского ветхозаветного апокрифа «Вознесение Моисея», где повествуется о том, как Моисей каким-то необыкновенным образом был взят к Богу. Прежде чем это произошло, Михаил Архангел спорил с дьяволом о Моисеевом теле, потому что дьявол пытался воспрепятствовать вознесению Моисея, напоминая о каких-то его грехах, например, как считают толкователи, о том, что Моисей, как мы помним из Ветхого Завета, убил египтянина. Во время этого спора Михаил Архангел не произносил укоризны даже на дьявола, а просто говорил: «Да запретит тебе Господь».
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!