Читаем Апостол. 8 августа. Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

8 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 9, ст. 13–18.

 

13. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?

14. Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

15. Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.

16. Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!

17. Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.

18. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

(1 Кор. 9, 13 – 18)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем читать интереснейшее Послание апостола Павла к Коринфянам, Первое из двух. Мы с вами сделали небольшой перерыв, в субботу и воскресенье вернулись к предыдущему согласно оглавлению Посланию к Римлянам, а сегодня вновь общаемся с апостолом Павлом через его Послание к Коринфянам. Единственное, в пятницу мы с вами закончили на середине 8-й главы, а сегодня перенеслись уже в середину 9-й главы. Напомню, что «потерянные» отрывки иногда читаются позже во время субботних и воскресных богослужений либо в определенные дни, например, в недели, предшествующие посту, некоторые отрывки принципиально берутся из Первого Послания к Коринфянам.

Вспомним, о чем говорится в конце 8-й и начале 9-й глав, чтобы подойти к сегодняшнему отрывку. Апостол Павел в 8-й главе разбирал ту же проблему, которая присутствовала и в Послании к Римлянам: можно или нельзя есть идоложертвенное мясо. «Сильные совестью» считали, что можно, «немощные совестью» считали, что нельзя. Апостол Павел говорит о том, что «сильные» должны быть снисходительны к «немощным». В 13-м стихе 8-й главы (в конце ее), апостол Павел, причисляя себя к сильным, тем не менее, говорит, что если он кого-то соблазняет, то он тогда не будет есть мясо, примет сторону «слабых»: И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13). Вот такая концовка разговора об идоложертвенном мясе.

Дальше апостол Павел начинает разговор о себе, своем апостольском авторитете. Напомню, что с коринфянами у него были не самые простые отношения. Коринфяне, придавая огромное значение знанию, ораторскому искусству, может быть, даже внешнему виду, не очень высоко ставили Павла, поскольку Павел, как известно, был не очень красив и как оратор был не так ярок, как тот же Аполлос. Поэтому коринфяне больше симпатизировали Аполлосу, а в авторитете Павла все время сомневались, подвергали его сомнениям. В связи с этим в некоторых местах апостол Павел вынужден отстаивать свой апостольский авторитет: Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? (1 Кор. 9, 1). Этот отрывок мы читаем не сегодня, он предшествует сегодняшнему. Дальше, отстаивая свое апостольство, он говорит о том, что как раз он свободен, имеет «сильную совесть» и если снисходит к слабым, то только из принципа любви, а вообще он равноправен с прочими апостолами.

Те, кто служит благовествованию и Богу, всегда питались от своего служения. Этот принцип был еще в языческом мире. Допустим, мясо приносили в жертву тому или иному богу (Артемиде, Аполлону): обычно какая-то часть сжигалась на жертвеннике, немалая часть оставлялась служителям, жрецам и приблизительно третья часть оставалась самим жертвующим. Поэтому жрецы, священники всегда получали прибыль именно со своего служения, причем иногда немалую прибыль. Если мы вспомним Ветхий Завет, определенные ветхозаветные праздники, то там надлежало закалывать огромное количество жертвенных животных, и, конечно же, не так много мяса сжигалось на жертвеннике (так называемая жертва всесожжения). Были и мирные жертвы, когда сжигалось немного мяса, а значительная его часть оставалось на долю служителей при храме. Поэтому этот принцип действительно был древним, как та же десятина по отношению к колену Левия, которая была установлена в Ветхом Завете (колено Левия – это колено священнослужителей, и все остальные колена отдавали свою десятину в его пользу).

13. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?

14. Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

Апостол Павел говорит: «Мы новозаветные апостолы, нам тоже Господом благословлено, чтобы мы питались от благовествования, чтобы те, кто слушают, питали тех людей, кто проповедует». Мы помним, что в древней Церкви было такое правило: человек, который благовествует, мог два или три дня находиться на одном месте, и его кормили, поили, давали ему ночлег, но не более трех дней, потому что потом человек уже считался недобросовестным проповедником, даже шарлатаном, тунеядцем. Однако (в древних источниках есть такие сведения) и в этом случае находились разные проходимцы, которые могли под видом христианских проповедников так путешествовать с места и на место и существовать достаточно безбедно, хотя подчас они не были апостолами и не были поставлены на это служение другими людьми. Как говорится, везде есть свои злоупотребления, никуда от этого не денешься.

Однако Павел пишет, что по отношению к коринфянам он не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою. Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Очень красивые слова! Мы помним, что апостол Павел, зная проблему напряженности с коринфскими христианами, за благовествование старался особо денег у них не брать и даже не так усиленно напрягал их по поводу денег в пользу Иерусалимской церкви. Все-таки больше всего жертвовали церкви Македонские: Филиппийская, Фессалоникийская. С коринфянами всегда было посложнее, поэтому в свою пользу Павел точно не хотел с них брать, чтобы это не было лишним препятствием к их добрым взаимоотношениям. Он говорит: «Я лучше умру, чем кто-то уничтожит мою похвалу безместного благовестника».

Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Я думаю, что этот принцип, братья и сестры, должен исповедовать любой современный миссионер, да и любой христианин, который в некотором роде тоже является миссионером.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать