Читаем Апостол. 8 апреля. Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду

8 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Сегодня пятница четвертой седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета – Апокалипсисом Иоанна Богослова. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста Святая Церковь за богослужением не читает отрывки из Нового Завета: ни из Евангелия, ни из Апостола.

В прошлый раз мы с вами вплотную подошли к 4-й главе книги Апокалипсис. Двигаемся мы не очень быстро, поскольку Апокалипсис полон интереснейших образов, символов, аллюзий на ветхозаветные события и персонажей. На чем-то мы останавливаемся и подробнее говорим о каких-то темах, тем не менее постараемся побольше прочитать и поразмышлять над этим интереснейшим текстом.

Мы с вами закончили читать послания семи церквям Асии, после которых идет новое откровение Иоанну Богослову. Каждый важный раздел своего виде́ния апостол начинает словами «и я увидел» или, как здесь, я взглянул. Прочитаем 4-ю главу целиком, так как она не очень большая.

1. После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

2. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;

3. и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

4. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

5. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;

6. и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

7. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

8. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

9. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,

10. тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:

11. достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

(Откр. 4, 1–11)

 

Итак, дорогие братья и сестры, мы с вами прочитали интересную главу, где изображается своего рода небесная литургия, то есть прославление Бога. Здесь Бог называется Сидящим на престоле. Напомню, что Иоанн Богослов старается максимально избегать антропоморфизмов, то есть представления Бога по аналогии с человеком. Все самоназвания Бога или названия, которые дает Иоанн Богослов, являются образными или укорененными в каких-то библейских откровениях, связанных с Богоявлением. Например, мы говорили об именах Господь Бог Саваоф, о священной тетраграмме Яхве, о понятии Вседержитель, и вот здесь еще одно название Бога: Сидящий на престоле. Он описывается с помощью различных камней, которые в древности были драгоценными. Сейчас эти камни не настолько драгоценны, возможно, мы даже не можем до конца идентифицировать, что это за камни, поскольку некоторые из них с течением времени меняли свою ценность. Тем не менее в 3-м стихе Бог торжественно описывается так:

3. и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

Радуга вокруг престола – это очень интересный образ. Действительно, Апокалипсис полон символов, образов, которые мы можем прочитать и расшифровать, только зная Ветхий Завет, хотя бы в некоторой степени. В книге архимандрита Ианнуария (Ивлиева), на которую я по мере своих сил опираюсь, очень подробно разобраны эти образы, даны все ссылки на Ветхий Завет. Здесь мы с вами не имеем возможности долго говорить и прорабатывать все эти места. Образ радуги чрезвычайно важен: это символ мира между Богом и человеком. Вспомним Ветхий Завет: в книге Бытия радуга появляется после всемирного потопа, когда Ной со своим семейством и все животные выходят из ковчега. Там говорится, что Бог «повесил радугу» и люди, увидев ее, возрадовались, потому что это было символом того, что Бог больше не будет уничтожать Свое творение.

Почему «повесил» радугу? Слово «радуга» во многих языках связано с «луком» (оружие), например, в английском языке «радуга» – это rainbow, то есть «дождевой лук». Повесить лук на гвоздь означало отказаться от войны, репрессий, наказаний. Вот почему радуга – это красивый, торжественный символ мира и того, что Бог больше не будет воевать со Своим творением, по крайней мере не будет его наказывать, уничтожая. Конечно, Он будет вразумлять, но губить так, как было во время всемирного потопа, не будет. Радуга вокруг престола в Апокалипсисе – это тоже символ не губительного и сокрушительного отношения Бога к человеку, а символ мира и спасения.

4. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца…

Старцы по-гречески – «пресвитеры», а «пресвитер» по-латински – это «сенатор» (тоже слово с интересным смыслом). Они как раз и совершают эту небесную литургию, восхваляя Бога. Число двадцать четыре, скорее всего, связано с чередой богослужений в Иерусалимском Храме, то е сть знак вечного богослужения.

6. и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

Море стеклянное тоже очень интересный символ. Мы вновь обращаемся к истории всемирного потопа. Когда был сотворен мир, твердь разделила воду на воду, которая под твердью, то есть моря, реки и все водоемы на земле, и воду, которая над твердью. Когда начался потоп, то хляби небесные разверзлись, то есть двери. Это тоже было образное понимание того, как устроено небо. Для нас с вами это очень показательно с той точки зрения, что Библия – книга символическая: она описывает духовную реальность с помощью художественного, мифологического языка. Это не означает, что мифология является чем-то несуществующим. Язык мифа, образов, символов описывает реальность по-своему, поэтому не надо считать Библию учебником по геологии, астрономии, биологии, особенно когда возникают вопросы о соотнесении науки и религии, теории эволюции или еще какой бы то ни было научной теории. Мы с вами прекрасно понимаем, что в прямом смысле никакой двери, которая скрывает небо от земли и является «калиткой» между небом и землей, фактически не существует. Но с точки зрения образа это очень красиво: «двери» разверзлись – вода хлынула с неба на землю, и состоялся великий потоп.

После того как Бог принял решение больше не уничтожать человека, «повесив» радугу, вода больше не будет вредить человечеству, поэтому на небе Иоанн видит море стеклянное, подобное кристаллу, которое уже не разольется и не уничтожит человека. Это твердое море, по нему можно ходить, и оно уже не обладает сокрушительной, уничтожающей силой. Вот какой важный, красивый, глубокий образ.

Четыре животных, описание которых мы здесь видим, символизируют четыре стороны света, это символ полноты мира. Сказано, что они имеют разные лица. Уже в христианскую эпоху каждого из этих животных отождествили с одним из четырех евангелистов; впервые это сопоставление появляется у Иринея Лионского. Эти животные воспевают днем и ночью: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И образ по крайней мере трех из них: льва, тельца и орла мы встречаем даже в художественных произведениях, в частности в песнях. Все хорошо помнят песню Бориса Гребенщикова «Под небом голубым есть город золотой», где в припеве упоминаются эти небесные животные. Новый Завет породил очень много культурных иллюстраций, интерпретаций, в частности и в наше время.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать