Читаем Апостол. 7 января. Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа

7 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 4, ст. 4-7.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы с вами продолжаем размышлять вместе с Церковью над ежедневными апостольскими отрывками. И сегодня суббота, 7 января, великий праздник — Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Всех вас, дорогие братья и сестры от всего сердца с этим праздником и поздравляю.

Сейчас мы с вами прочитаем отрывок из послания апостола Павла к Галатам, четвёртую главу с четвёртого по седьмой стих. Вот как звучит этот отрывок на русском языке в синодальном переводе:

4. но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,

5. чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

6. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»

7. Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

(Послание к Галатам 4:4-7)

Братья и сестры, сегодняшний отрывок чрезвычайно короток. Пожалуй, нет более короткого отрывка, читающегося в качестве богослужебного зачала. Но, тем не менее, в нём заложена глубочайшая, серьёзнейшая мысль о том, зачем родился Христос.
Вчера, когда мы с вами говорили о начале послания к Евреям, которое положено читать в рождественский сочельник, речь шла больше о богословии внутри Троицы — каковы отношения Отца и Сына. Оказывается у Них одна сущность, Они сущностно едины, что принципиально важно с точки зрения их вечного существования.
Но нам надо ответить на вопрос, важный для нас самих — хорошо, извечный Сын Божий, вторая ипостась Святой Троицы, воплощается, становится Иисусом Христом. Зачем это нам, какая роль в этом боговоплощении, какой смысл для нас с вами? И вот как раз об этом говорится в маленьком отрывке, читаемом на сам праздник Рождества Христова.
У этого маленького фрагмента текста есть большой контекст. Вообще можно сказать, что всё послание к Галатам является контекстом для одного этого серьёзнейшего отрывка.
Наверное не стоит вспоминать всё послание, хотя оно чрезвычайно интересно и мы с вами его прочитывали уже дважды — и в первом «сезоне» и во втором; в разных переводах — сначала в синодальном, потом в новом. Сравнивали их и и комментарии получались различными. Может быть наше понимание в результате стало более комплексным.
Если в двух словах, речь идёт о том, что человек спасается не делами Закона, а через веру в Иисуса Христа. Именно ради этого, чтобы люди поверили, доверились Иисусу Христу, как Сыну Божию, Он пришёл на землю и воплотился. 
Когда это произошло, каким образом был устроен план Божий? Об этом говорится в начале 4-й главы. Вы можете прочитать или даже мы с вами вместе можем прочитать:

1. Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:

2. он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.

3. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира…

(Послание к Галатам 4:1-3)

Речь идёт о реалиях того времени. Дело в том, что до того, как наступал «срок, отцом назначенный», сын и раб ничем друг от друга не отличались. Отец назначал срок совершеннолетия, тот момент, возраст, с которого его сын вступал в свои права и становился вместе с отцом хозяином имущества. Становился сыном реально, а не только потенциально. Вот такая интересная ситуация.
Апостол Павел так и говорит — до наступления этого срока, назначенного отцом (в данном случае Отцом Небесным), все были одинаковы — и рабы, которые ими и останутся и те, кто призваны стать Его детьми, но ещё не достиг совершеннолетия и поэтому пока ничем от рабов не отличается.
Если говорить глобально, Бог всех призывает к сыновству, но если «по факту», то многие люди как были рабами, так и остаются.ими всю жизнь. А кто-то пребывал в рабском мировосприятии, но потом смог воспринять сыновство. Но стало это возможным только когда наступил срок, а до этого одни от других не отличались. Ничего не поделаешь, такое было право.
И вот наступает срок, назначенный Отцом — момент, когда рождается Христос. С точки зрения апостола Павла — это именно он и есть. В начале сегодняшнего отрывка об этом говорится так:

4. но когда пришла полнота времени,

«Полнота времени» - это когда «исполнися время», «исполнися срок». Есть греческое слово «хронос» (chronos) – оно обозначает время как хронологическое течение дней, часов, минут, а есть кайрос (kairos) – обозначающее время как срок, некую отметку. Вот этот срок наступил и

Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону...

«Родился от жены» - так говорили о любом человеке (ведь все мы рождаемся от женщин). Это значит, что Он — человек, а не ангел, который спустился с небес, не проходя через муки родные.
«Подчинился закону». Поскольку Он родился в определённом обществе, Ему пришлось подчиниться и определённым его законам. Скажем, принять обрезание, до 30 лет не выходить на проповедь и прочее.
Смотрим дальше:

5. чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Все были «подзаконными» - жили под бременем греха и закона. Мы помним, что грех и закон — две вещи взаимосвязанные, потому что когда приходит закон, грех оживает. При этом закон не спасает нас от него. Мы об этом очень много говорили и ещё будем говорить, если Бог даст. Получается замкнутый круг, снежный ком — закон и грех настолько внутренне связаны друг с другом, что человек запутывается в этой связке и уже не может освободиться.
Поэтому, как здесь сказано, нужно

Искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Здесь речь идёт о том, что какие-то дети родные, а какие-то усыновленные. Но усыновлённый ребёнок ничем не отличался от родного в правах.
Иисус Христос — Сын по существу. Мы об этом говорили вчера, когда разбирали начало послания к Евреям. Он одной сущности с Отцом, Единородный. То есть — единственный Сын Божий в собственном смысле этого слова. Через Христа мы получаем усыновление, а раз мы его получаем, согласно римскому праву того времени, мы становимся равными в правах с Христом — родным, единосущным, Единородным Сыном Бога — Отца.
Вот, что нам даёт Христос. Он не скрывает от нас возможность усыновления, а предлагает всем и каждому это принять.
И что получается, когда мы получаем это усыновление.

6. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»

Мы попадаем в состояние самого Христа, состояние усыновления, состояние сынов Божиих. И поскольку мы становимся Его детьми, Бог посылает в наши сердца Духа Сына Своего, и этот Дух говорит в нас: «Авва, Отче». Мы обращаемся к Богу, как к Небесному Отцу, подобно тому, как это делает Иисус Христос.

И седьмой стих заканчивает сегодняшний отрывок:

7. Посему ты не раб уже, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Раз ты чувствуешь, что в тебе говорит Дух, который взывает к Богу, как к Небесному Отцу, значит ты не раб, ты получил усыновление и поэтому стал сыном и наследником через Иисуса Христа.
Вот какой смысл для каждого из нас, братья и сестры, заключается в пришествии Христовом.

Напоминаю вам о необходимости ежедневно читать Слово Божие, так как в нём заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!  

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы