Читаем Апостол. 7 сентября. Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа

7 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 2, ст. 11–16

 

11. Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.

12. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

13. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

14. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

15. Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;

16. однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

(Гал. 2, 11-16)

 

Мы подходим к очень важной тематике, которую апостол Павел затрагивает в Послании к Галатам и еще более широко и глубоко рассматривает в Послании к Римлянам. Недаром наш православный церковный ученый Глубоковский называл Послание к Галатам «благовестие христианской свободы»: этой теме здесь, действительно, уделено огромное внимание.

Апостол Павел подходит к ней через конкретную ситуацию. В прошлый раз, обсуждая отрывок из этого же послания, мы говорили о том, что побывав в Иерусалиме, он пообщался с авторитетнейшими апостолами: Иоанном Богословом, Петром, Иаковом, братом Господним, где было принято решение, в том числе и на Соборе. Мнения толкователей о том, пишет ли апостол Павел здесь именно о Соборе или иной встрече, расходятся. Смысл же в том, что было выработано общее решение о том, что язычникам, которые хотят стать христианами, необязательно проходить обряд обрезания. Если они крестятся во имя Христово, то сразу становятся полноценными христианами.

Апостол Павел описывает ситуацию, которая произошла, несмотря на то, что данное решение было уже принято и при нем присутствовали и он, и апостол Петр. Когда Павел пребывал с христианами как из иудеев, так и язычников в Антиохии, туда прибыл апостол Петр, который, как сказано в послании, подвергся нареканиям и объясняет, почему.

До прибытия некоторых от Иакова (брата Господня, первого иерусалимского архиерея, как мы считаем) Петр ел за столом вместе со всеми. За одним столом сидели и бывшие язычники, и бывшие иудеи, отныне все христиане, братья и сестры. И Петр не делал никакого различения, совершенно логично следуя постановлению, которое было вынесено при встрече апостолов: не разделял христиан на бывших язычников и бывших иудеев. Он сидел со всеми за одним столом, что для поборников исключительности иудеев было совершенно немыслимым: сесть за один стол с язычником для иудея было неприемлемо. Поэтому они и считали, что сначала язычник должен обрезаться - стать иудеем, тогда его примут в общение к иудеям, и после этого он сможет стать христианином. Но если язычник был не обрезан, пренебрежительное отношение к нему все равно сохранялось.

Петр до поры до времени не проявлял этого отвержения христиан из язычников. Но когда пришли люди от Иакова, он, как написано в послании, стал устраняться их, опасаясь обрезанных, то есть христиан из иудеев, прибывших из Иерусалима от Иакова. Петр стал есть отдельно от христиан из язычников, показывал всем своим видом, что согласен с христианами из обрезанных (то есть иудеев), что только бывшие иудеи являются христианами в полном смысле слова, а те, что из язычников, стало быть, христиане «второго сорта», неполноценные.

Действительно, это было поведение лицемерное, о чем и пишет апостол Павел: «Вместе с ним (то есть Петром ) лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием» . Для апостола Павла особенно болезненно, что его ближайший спутник Варнава тоже впал в это лицемерие. Мы знаем, что в последующее путешествие Павел отправлялся уже не с Варнавой, а с апостолами Силуаном и Тимофеем. Возможно, его пути с Варнавой несколько разошлись именно из-за этого события.

Поведению апостола Петра Павел противопоставляет соглашение, выработанное апостолами. И, как написано, обратившись к нему при всех, сказал: «Если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» То есть Павел намекает на то, что еще два дня назад Петр спокойно сидел за одним столом с язычниками и жил не по-иудейски, но как христианин, не разделяя язычников и иудеев, а сейчас своим поведением показывает, что надо действовать по-другому: язычникам все же нужно прибегнуть к обрезанию, чтобы считаться полноценными христианами. Это и вызвало возмущение апостола Павла.

Далее он иронизируя пишет про себя и всех, кто стали христианами из иудеев: мы не какие-нибудь, как вы считаете, грешники-язычники, мы, Павел и споспешники, тоже христиане из иудеев, такие же, как Петр и люди от Иакова, но мы узнали, «что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа [...] ибо делами закона не оправдается никакая плоть» . Здесь Павел подходит к очень и очень важной теме о том, что спасение происходит только через веру, через доверие Иисусу Христу, и нет никакой разницы, был ты обрезанным или нет до этого момента, потому что законом никто не оправдывается и не спасается. Эту тему апостол Павел продолжит в следующих главах своего Послания к Галатам.

Напоминаю, что нам необходимо читать Слово Божие ежедневно, потому что в нем для нас заключено великое утешение, отрада и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать