Читаем Апостол. 7 ноября. Глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия

7 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 8, ст. 1–5.

 

1. Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,

2. ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.

3. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:

4. они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;

5. и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией.

(2 Кор. 8, 1–5)

 

В этом небольшом отрывке апостол Павел с радостью и восхвалением пишет о церквях Македонских. Напомню, что это церкви, с которыми у апостола Павла сложились особо теплые отношения. В первую очередь, это церковь в столице Македонии городе Фессалоники, а также церковь в Филиппах, где апостол Павел, несмотря на то, что многое там претерпел, тоже основал церковь, которая много ему помогала, поддерживала. Об этом он писал неоднократно, в том числе, когда обращался к самим филиппийцам, благодарил их за помощь, доброту и любовь.

Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским . Церковь в Коринфе несколько по-другому реагировала на призывы апостола Павла к тому, чтобы собирать пожертвования, в том числе для церкви Иерусалимской. Коринф был населен контингентом, который отличался от македонского. Апостолу Павлу подчас было проще ничего не брать у коринфян и ни о чем их не просить, потому что и без того были проблемы: коринфяне не желали до конца признавать его апостольский авторитет. Чтобы не раздражать коринфян еще больше и не давать им повода для ненужных разговоров, апостол Павел старается по минимуму обременять их. Хотя и фессалоникийцам он писал, что старался их не обременять, тем не менее, Фессалоникийская и Филиппийская церкви активно собирали пожертвования для Иерусалимской церкви. Об этом апостол Павел пишет во многих посланиях, в том числе и здесь, в 8-й главе Второго послания к Коринфянам.

Может быть, стараясь не обременять коринфян напрямую, он приводит пример церкви Македонской, говоря, что ей дана великая благодать, и чтобы коринфяне по примеру Македонских церквей задумались и добровольно, без принуждения возымели желание поучаствовать в судьбе Матери-Церкви, то есть церкви в Иерусалиме.

Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия . Мы уже неоднократно говорили о том, что испытания, скорби – это внешние факторы, но при этом фессалоникийцы и филиппийцы преизобилуют радостью. Пребывая в этих трудностях, христиане Фессалоник и Филипп находятся в Духе Святом, и, соответственно, преизобилует в них радость. Никакие внешние скорби и страдания не лишают их способности радоваться.

И глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия . Несмотря на то, что члены этих церквей не были богаче, чем члены Коринфской церкви, сами люди были немного другими. В Фессалониках жило много ветеранов римской армии, которые были больше расположены к тому, чтобы быть радушными, щедрыми, а коринфяне – это греки, избалованные цивилизацией, различными благами вольной жизни (если вспомнить их языческое прошлое), и они были немного более жадными. Поэтому апостол Павел пытался возгреть в коринфянах тот же дух, который существовал в церквях Македонских.

Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией. Святыми назывались все христиане, но в ветхозаветной библейской культуре это слово обозначало «люди, выделенные для Бога», то есть изначально так называли себя самые первые иерусалимские христиане. Поэтому когда идет речь о служении святым , подразумеваются именно христиане Иерусалимской церкви: им пытались услужить христиане всех других церквей из язычников.

По силам и сверх сил в 3-м стихе. Действительно, несмотря на то, что сами Македонские церкви не обладали большими богатствами, они все-таки жертвовали и по силам, и сверх сил. Нас, братья и сестры, это сразу отсылает к тому эпизоду из Евангелия, где многие люди кидали какую-то жертву в церковную кружку, кто-то кидал от избытка, пусть даже и большую сумму, но была и нищая вдова, которая отдала все свое пропитание. Действительно, самое ценное – это когда мы можем пожертвовать какому-то человеку или на какое-то благое дело не от того, что денег девать некуда, а когда можем в чем-то ограничить себя, чем-то пожертвовать. Даже наше время в какой-то степени показательно. Мы все говорим о кризисе, о том, что, возможно, того избытка средств, который был еще полгода-год назад, теперь нет, стали чуть хуже жить как люди с обычной работой, так и какие-то предприниматели. Кризис везде так или иначе проявляет себя, но в том и прелесть, что даже в этом непростом состоянии человек может пожертвовать, быть благотворителем, быть милосердным и сострадательным.

Например, это проявляется и в тех случаях, когда ведется строительство храма. Не могу об этом не сказать, поскольку и наш приход строит сейчас небольшой деревянный храм святых Петра и Февронии. Знаю, что в нынешней ситуации и обычному прихожанину, и руководителю какого-то предприятия непросто выделить часть средств, вывести их из своих нужд или из нужд предприятия. Тем не менее благое дело милостью Божией имеет людей, которые пекутся о нем. Поэтому всех людей, которые способны, готовы и умеют быть благотворителями, мы благодарим от всей души. Господь всегда видит, какой человек доброхотно, по силам и сверх силы жертвует, участвует в каком-то благом деле, например, помогает другому человеку, который требует помощи. У людей, способных отдавать, все обязательно будет устраиваться во благо, потому что, как говорит апостол Павел в книге Деяний, цитируя Иисуса Христа: «Блаженнее отдавать, чем принимать». Традиция благотворительности, доброделания, милосердия – это всегда одно из самых главных проявлений христианского сознания в жизни отдельного человека и целого общества

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать