Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 8, ст. 1–5.
1. Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2. ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
4. они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;
5. и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией.
(2 Кор. 8, 1–5)
В этом небольшом отрывке апостол Павел с радостью и восхвалением пишет о церквях Македонских. Напомню, что это церкви, с которыми у апостола Павла сложились особо теплые отношения. В первую очередь, это церковь в столице Македонии городе Фессалоники, а также церковь в Филиппах, где апостол Павел, несмотря на то, что многое там претерпел, тоже основал церковь, которая много ему помогала, поддерживала. Об этом он писал неоднократно, в том числе, когда обращался к самим филиппийцам, благодарил их за помощь, доброту и любовь.
Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским . Церковь в Коринфе несколько по-другому реагировала на призывы апостола Павла к тому, чтобы собирать пожертвования, в том числе для церкви Иерусалимской. Коринф был населен контингентом, который отличался от македонского. Апостолу Павлу подчас было проще ничего не брать у коринфян и ни о чем их не просить, потому что и без того были проблемы: коринфяне не желали до конца признавать его апостольский авторитет. Чтобы не раздражать коринфян еще больше и не давать им повода для ненужных разговоров, апостол Павел старается по минимуму обременять их. Хотя и фессалоникийцам он писал, что старался их не обременять, тем не менее, Фессалоникийская и Филиппийская церкви активно собирали пожертвования для Иерусалимской церкви. Об этом апостол Павел пишет во многих посланиях, в том числе и здесь, в 8-й главе Второго послания к Коринфянам.
Может быть, стараясь не обременять коринфян напрямую, он приводит пример церкви Македонской, говоря, что ей дана великая благодать, и чтобы коринфяне по примеру Македонских церквей задумались и добровольно, без принуждения возымели желание поучаствовать в судьбе Матери-Церкви, то есть церкви в Иерусалиме.
Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия . Мы уже неоднократно говорили о том, что испытания, скорби – это внешние факторы, но при этом фессалоникийцы и филиппийцы преизобилуют радостью. Пребывая в этих трудностях, христиане Фессалоник и Филипп находятся в Духе Святом, и, соответственно, преизобилует в них радость. Никакие внешние скорби и страдания не лишают их способности радоваться.
И глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия . Несмотря на то, что члены этих церквей не были богаче, чем члены Коринфской церкви, сами люди были немного другими. В Фессалониках жило много ветеранов римской армии, которые были больше расположены к тому, чтобы быть радушными, щедрыми, а коринфяне – это греки, избалованные цивилизацией, различными благами вольной жизни (если вспомнить их языческое прошлое), и они были немного более жадными. Поэтому апостол Павел пытался возгреть в коринфянах тот же дух, который существовал в церквях Македонских.
Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией. Святыми назывались все христиане, но в ветхозаветной библейской культуре это слово обозначало «люди, выделенные для Бога», то есть изначально так называли себя самые первые иерусалимские христиане. Поэтому когда идет речь о служении святым , подразумеваются именно христиане Иерусалимской церкви: им пытались услужить христиане всех других церквей из язычников.
По силам и сверх сил в 3-м стихе. Действительно, несмотря на то, что сами Македонские церкви не обладали большими богатствами, они все-таки жертвовали и по силам, и сверх сил. Нас, братья и сестры, это сразу отсылает к тому эпизоду из Евангелия, где многие люди кидали какую-то жертву в церковную кружку, кто-то кидал от избытка, пусть даже и большую сумму, но была и нищая вдова, которая отдала все свое пропитание. Действительно, самое ценное – это когда мы можем пожертвовать какому-то человеку или на какое-то благое дело не от того, что денег девать некуда, а когда можем в чем-то ограничить себя, чем-то пожертвовать. Даже наше время в какой-то степени показательно. Мы все говорим о кризисе, о том, что, возможно, того избытка средств, который был еще полгода-год назад, теперь нет, стали чуть хуже жить как люди с обычной работой, так и какие-то предприниматели. Кризис везде так или иначе проявляет себя, но в том и прелесть, что даже в этом непростом состоянии человек может пожертвовать, быть благотворителем, быть милосердным и сострадательным.
Например, это проявляется и в тех случаях, когда ведется строительство храма. Не могу об этом не сказать, поскольку и наш приход строит сейчас небольшой деревянный храм святых Петра и Февронии. Знаю, что в нынешней ситуации и обычному прихожанину, и руководителю какого-то предприятия непросто выделить часть средств, вывести их из своих нужд или из нужд предприятия. Тем не менее благое дело милостью Божией имеет людей, которые пекутся о нем. Поэтому всех людей, которые способны, готовы и умеют быть благотворителями, мы благодарим от всей души. Господь всегда видит, какой человек доброхотно, по силам и сверх силы жертвует, участвует в каком-то благом деле, например, помогает другому человеку, который требует помощи. У людей, способных отдавать, все обязательно будет устраиваться во благо, потому что, как говорит апостол Павел в книге Деяний, цитируя Иисуса Христа: «Блаженнее отдавать, чем принимать». Традиция благотворительности, доброделания, милосердия – это всегда одно из самых главных проявлений христианского сознания в жизни отдельного человека и целого общества
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!