Читаем Апостол. 7 мая. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань

7 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 9, ст. 32–42. 

32Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.

39Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем читать книгу «Деяний». Мы закончили 9-ю главу. Напомню, что в первой половине этой главы шла речь об обращении апостола Павла. Поворотный момент книги «Деяний», и, может быть, вообще христианской истории – обращение Павла в христианство. Мы видим, как он после этого проповедовал в Дамаске, и как пришлось ему потом оттуда убегать, ибо его хотели убить за проповедь. Потом как в Иерусалиме сначала боялись апостола, те, кто уже раньше были апостолами, опасались встречи с ним. Но мы видим, как Павел «вливается» в их апостольский коллектив, и какими-то своими дарами и талантами их даже превосходит. Он был очень образованным человеком. У нас часто говорят о простоте, о том, что «где просто – там ангелов со сто». Это в определенной мере справедливая фраза, но нужно понимать, что простота и невежество –  очень разные вещи. Простота может быть дана человеку по дару Божиему изначально, какому-то святому, преподобному, подвижнику (как тому же Амвросию Оптинскому, который произнес эту фразу). Либо к простоте, если человеку изначально это не дается, он приходит через сложные искания, осмысления, переосмысления, т.е., ни в коем случае он не призван быть невежей. Через невежество к простоте никогда не придешь. Будучи сам невежественным, насаждаешь это невежество в остальных, подопечных тебе людях. Это особенно нужно учитывать нам, пастырям. Поэтому речь идет о том, что нельзя сказать, будто выдающиеся деятели христианства были людьми необразованными. Святые отцы-каппадокийцы – образованнейшие люди своего времени. Апостол Павел – почему он все-таки с образовательной точки зрения отличался от остальных апостолов? Потому что был как иудей –  образованнейший человек. Есть предание, что он учился у некоего Гамалиила, о котором шла речь в книге «Деяний», где Гамалиил брал слово и говорил очень мудрые вещи.

Павел был образованным, был «фарисеем от фарисеев». Человек, прекрасно знавший свою традицию, свое Писание,  также  прекрасно знал окружающую действительность. Он был знатоком языческого фольклора, мифологии, он мог построить «мост» между иудейской культурой и языческой, эллинистической, а это было не просто. Невежественному человеку это не под силу. Если бы Господь не избрал для этого дела такого подходящего человека, как Павел, то процентов на 90 христианство захлебнулось бы внутри иудаизма. Потому что сам иудаизм был разбит в 70-м году через разрушение Иерусалима, иудеи были рассеяны, и если бы христиане там оставались, они были бы либо убиты, либо также рассеялись по остальным регионам, растворяясь как в традиционном иудаизме, так и в окружающем язычестве. Но благодаря тому, что к 70-му году, когда Иерусалим разрушался, христианские церкви были практически во всех крупных городах Империи (Павел умер раньше 70-го года, а уже к моменту его смерти они были и в Риме, и в Фессалониках, и в Афинах, и в Коринфе, и в Эфесе), все христианство уже имело иную почву под ногами, не только иудаизм, Иерусалим, иерусалимский храм.  Павел, попав в Иерусалим, отстаивая независимый от прочих апостолов авторитет, говорит о том, что пришел не для того, чтобы получить от них некую санкцию, легитивность, а просто, чтобы с ними познакомиться. Павел считал, что он встретил Живого Христа, и этого достаточно. При этом у апостолов было и опасение, и подозрительность. Были и конфликты между Петром и Павлом (Послание к Галатам), когда Петр сделал шаг вперед, потом два шага назад, и Павел открыто обличил Петра, несмотря на весь авторитет, которым Петр так же обладал. Павел не терпел соглашательства в принципиальных вещах.

В сегодняшнем отрывке речь идет об исцелении и воскрешении Тавифы. Мы видим, что через Петра совершалось много чудес. И через то, что это стало известным по всей Иоппии, многие уверовали в Господа. Действительно, раннее христианство поначалу созидалось через чудеса, знамения. Когда Павел начнет проповедовать, он тоже будет совершать чудеса. Но Павел был и великим  мыслителем, приводил людей ко Христу и через свою ярчайшую проповедь.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать