Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Третье послание Иоанна. Глава 1, ст. 1–15.
1. Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.
2. Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.
3. Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.
4. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.
5. Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.
6. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога,
7. ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.
8. Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.
9. Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.
10. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.
11. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.
12. О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.
13. Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью,
14. а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.
(3 Ин. 1-15)
Мы прочитали третье соборное Послание апостола Иоанна Богослова, в котором всего лишь одна глава из 15 стихов. Также ранее мы прочитали второе соборное Послание, также состоявшее из одной единственной главы.
Как и положено Послание начинается с обозначения того, кто пишет и кому пишет. Иоанн Богослов опять называет себя старцем, по-гречески – πρεσβύτερος [пресвитерос], что в данном случае обозначает его преклонный возраст, а не пресвитерскую степень. Пишет он некоторому человеку по имени Гай, «возлюбленному», то есть которого особенно любит, своему споспешнику или достаточно близкому ученику.
Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. Здесь подтверждается, что Гай является духовным учеником, или, как бы мы сейчас сказали, чадом Иоанна Богослова, и апостол радуется, что его последователь ходит в истине.
Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Здесь Иоанн Богослов хвалит возлюбленного Гайя за то, что он поступает как должно, по любви: принимает странников. Мы помним, что в Евангелии от Матфея, описывая сцену предстоящего Страшного суда, Господь говорит, что одни станут по Его правую руку, другие – по левую, и обращаясь к тем и другим, Он будет говорить, что сделали стоящие справа и чего не сделали стоящие слева, когда Он хотел есть, хотел пить, был странником. Так что странноприимчество действительно было христианской добродетелью, потому что, особенно в ранние века, когда Церковь была гонимой, своего рода кочующей, очень много людей оказывались в ситуации, когда надо было где-то остановиться, и, конечно, христиане обращались к христианам, и, как правило, получали помощь, за что здесь как раз и хвалит Иоанн Богослов возлюбленного Гайя.
Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине. Это некий итог принятия странников – через странноприимничество можно сделать себя «споспешником истине».
Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас». С точки зрения толкователей, правильнее здесь было бы использовать условное наклонение «я писал бы церкви. Хотя здесь наклонение изъявительное, мы не знаем такого послания. Возможно, правы толкователи и здесь должно быть условное наклонение. Иоанн Богослов так и не написал этого послания, поэтому мы его и не имеем. Поскольку, если бы такой авторитетный апостол написал послание целой церкви, оно должно было бы сохраниться.
Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Мы не знаем никаких подробностей о человеке по имени Диотреф, но, как здесь написано, он любит первенствовать, считать себя главным и распоряжаться кого принимать и кого не принимать, кого изгонять и не изгонять. Такое было тогда, случается и сейчас, когда человек не так давно пребывает в Церкви, но в душе у него давно хранился потенциал лидерства, и поэтому он может считать, что знает, как правильно делать то и другое. Иногда так могут поступать и люди, давно находящиеся в Церкви, у них тоже может развиваться этот принцип «первенствования». Конечно, очень важно, чтобы всякий такой посыл и инициатива были в рамках главного принципа, о котором мы постоянно говорим, читая и апостола Иоанна Богослова, и апостола Павла, – принципа любви. Потому что принцип первенства очень часто идет от недостатка любви, от того, что у человека раздувается эго, гордыня. А человеку с раздутой гордыней очень сложно быть человеком по-настоящему любящим. Поэтому всем нам надо быть внимательными и очень внимательно следить за самими собой.
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. Традиционный для Иоанна Богослова посыл – тот, кто пребывает в любви и делает добро, тот с Богом, а кто не делает добра, кто ненавидит брата своего, тот не видел Бога. Слово видел здесь, конечно, надо понимать метафорически, потому что видеть Бога физическими очами, да и вообще видеть Бога таким, какой Он есть, – то, что человеку недоступно, хотя бы с точки зрения апофатического богословия. Когда мы говорим, что становимся обоженными, соединяемся с Богом, встречаемся с Богом, то, конечно, это происходит в Его проявлениях, Его славе, Его присутствии. Но глубины Божии всегда будут недоступными. Поэтому видеть Бога – значит встретиться с Богом и ощутить Его присутствие и славу.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!