Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 8, ст. 22–27.
22. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23. и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
24. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25. Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
26. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
(Рим. 8, 22-27)
Итак, дорогие братья и сестры, мы продолжаем погружаться в глубочайшее и интереснейшее богословие апостола Павла в его Послании к Римлянам. Действительно, такого богословски насыщенного, сложного, глубокого, антропологически направленного (то есть связанного с человеческой жизнью, экзистенциальной позицией в его бытии) послания мы, наверное, больше не найдем, в том числе самого апостола Павла.
В прошлый раз мы читали начало 8-й главы, поэтому, как вы заметили, у нас образовался пробел, и значит, мы вернемся к этому отрывку позже. Сегодня мы начали с 22 стиха, где речь идет о том, что вместе с грехопадением человека произошла некая катастрофа и во всем остальном тварном мире. Человек своим грехом навлек нарушения порядка, космоса; напомню, что «космос» – греческое слово, обозначающее не просто вселенную, весь мир, но и красоту, порядок, космос – это что-то, противоположное хаосу. В космосе тоже произошла трагедия – нарушение миропорядка, космическая катастрофа. Грех действительно был такой катастрофой, а не тем, что касалось только одного человека. Когда человек придет к искуплению, преображению, тогда будет миропорядок будет не только восстановлен, но уже возведен на новый уровень. Это важнейшая богословская позиция – то, что нам дается во Христе, то Царство Божие, которое нам открывает Бог, – нечто большее чем то, что Адам потерял в Эдеме. Эдем – это, так сказать, детство человечества: прекрасный райский сад, еще неискушенное состояние, как у ребенка. Потом было грехопадение, стенания и мучения, о которых здесь говорится, а в будущем, когда вслед за человеком будет преображен весь мир, это уже будет состояние Царства Божия, качественно более высокое по отношению к первозданному Эдемскому.
22. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23. и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
Здесь слово «Дух» написано с большой буквы, и мы понимаем, что речь идет о Духе Святом; жалко, что в других случаях переводчик почему-то не написал его с прописной буквы, чтобы сделать очевидным, что упоминается именно Дух Святой.
Итак, мы имеем в себе начаток Духа, то есть Дух Святой дается каждому христианину через соприкосновение с благодатью Божией. На практике, когда после крещения совершается миропомазание, священник мажет только что крещеного человека миром и говорит: «Печать дара Духа Святаго» – вот тот самый начаток Духа, который подается христианину.
Мы все мучаемся и стенаем в нашей трагичной человеческой ситуации, о которой Павел много говорил до этого, в том числе в 7-й главе, – это, наверное, самые глубокие его рассуждения на тему экзистенциальной человеческой трагедии, то есть трагедии существования человека в этом мире.
24. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
25. Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
То есть Павел говорит, что окончательное искупление, окончательное наступление Царства Божия и преодоление трагедии жизни человека и всего творения в этом мире наступит позже, потому что мы, как сказано, спасены в надежде. Надежда – это что-то, чего еще нет, но обязательно наступит; по крайней мере так в греческом языке. Напомню, что греческое слово «элпис», которое у нас переводится как «надежда», воспринимается в греческом языке и культуре как твердая уверенность. У нас слово «надеюсь» означает гипотетическую возможность, а когда грек говорил «я надеюсь», это означало, что он твердо уверен, что хотя этого еще нет, но обязательно наступит. Поэтому, когда апостол Павел говорит, что мы спасены в надежде и надеемся того, чего не видим, это не означает: мы надеемся, но, может быть, оно и не наступит, кто его знает… Нет, Павел говорит о том, что мы твердо уверены: пусть этого сейчас нет, но обязательно будет.
Мы имеем надежду, которую нам дал начаток Духа Святого, и мы ожидаем в терпении, то есть непоколебимо ожидаем этого. Напомню, что слово «терпение» в греческом языке имеет более оттенок стойкости, непоколебимости, непреклонности, тогда как у нас терпение часто связано с каким-то мучением: нам причиняют какой-то дискомфорт, а мы терпим это, или когда терпим в ситуации, внутренне не принципиальной, скажем, когда ударились или произошло еще что-то неприятное, связанное с какими-то бытовыми ситуациями. А в данном случае имеется в виду именно внутреннее состояние, внутренний стержень, стойкость, мы точно знаем, что это точно будет и непоколебимо ждем исполнения.
26. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
Очень красивый стих, дорогие братья и сестры. Речь идет о том, что Дух Святой подается человеку как Тот, Кто будет говорить и даже действовать вместо него. Ибо когда мы обращаемся к Духу в знаменитой молитве «Царю Небесный, Утешителю» – слово «утешитель» – по-гречески «параклетос», по-латински «адвокатос», – то обращаемся к Нему как к нашему адвокату. Христос обещал нам в Евангелии: не думайте, что вам делать и что говорить, потому что Дух будет говорить вместо вас. Задача христианина – стать максимально прозрачным для Духа Святого. Мало того, оказывается, что не только действовать, говорить и думать без участия Духа мы не можем так, как надо, а даже молиться как должно мы не знаем, но Сам Дух ходатайствует за нас. Даже истинная, искренняя молитва может получиться не когда мы подбираем какие-то слова и пытаемся что-то выпросить у Бога, обозначив свои нужды. Господь обо всем этом знает, важно быть в Духе во время молитвы, потому что мы не знаем, о чем должны молиться, а Дух подскажет, Он будет ходатайствовать за нас, предстоять вместо нас воздыханиями неизреченными, то есть это может быть даже не в форме слов, а в виде каких-то воздыханий, о которых ничего невозможно сказать, потому что они неизреченные, это что-то за пределами слов, невербальное (мы немного говорили об этом, размышляя о феномене глоссолалии – языкоговорения). Воздыхания неизреченные – это даже не слова, а то, что за пределами нашей вербальной реальности.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Хранители памяти. Третьяковская галерея. Средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова
Вторая половина. Матушка Анна Кизина
Плод веры. Заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк
Благая часть. 23 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!