Читаем Апостол. 7 июля. Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными

7 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 8, ст. 22–27.

 

22. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;

23. и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

24. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

25. Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

26. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

27. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

(Рим. 8, 22-27)

 

Итак, дорогие братья и сестры, мы продолжаем погружаться в глубочайшее и интереснейшее богословие апостола Павла в его Послании к Римлянам. Действительно, такого богословски насыщенного, сложного, глубокого, антропологически направленного (то есть связанного с человеческой жизнью, экзистенциальной позицией в его бытии) послания мы, наверное, больше не найдем, в том числе самого апостола Павла.

В прошлый раз мы читали начало 8-й главы, поэтому, как вы заметили, у нас образовался пробел, и значит, мы вернемся к этому отрывку позже. Сегодня мы начали с 22 стиха, где речь идет о том, что вместе с грехопадением человека произошла некая катастрофа и во всем остальном тварном мире. Человек своим грехом навлек нарушения порядка, космоса; напомню, что «космос» – греческое слово, обозначающее не просто вселенную, весь мир, но и красоту, порядок, космос – это что-то, противоположное хаосу. В космосе тоже произошла трагедия – нарушение миропорядка, космическая катастрофа. Грех действительно был такой катастрофой, а не тем, что касалось только одного человека. Когда человек придет к искуплению, преображению, тогда будет миропорядок будет не только восстановлен, но уже возведен на новый уровень. Это важнейшая богословская позиция – то, что нам дается во Христе, то Царство Божие, которое нам открывает Бог, – нечто большее чем то, что Адам потерял в Эдеме. Эдем – это, так сказать, детство человечества: прекрасный райский сад, еще неискушенное состояние, как у ребенка. Потом было грехопадение, стенания и мучения, о которых здесь говорится, а в будущем, когда вслед за человеком будет преображен весь мир, это уже будет состояние Царства Божия, качественно более высокое по отношению к первозданному Эдемскому.

22. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;

23. и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

Здесь слово «Дух» написано с большой буквы, и мы понимаем, что речь идет о Духе Святом; жалко, что в других случаях переводчик почему-то не написал его с прописной буквы, чтобы сделать очевидным, что упоминается именно Дух Святой.

Итак, мы имеем в себе начаток Духа, то есть Дух Святой дается каждому христианину через соприкосновение с благодатью Божией. На практике, когда после крещения совершается миропомазание, священник мажет только что крещеного человека миром и говорит: «Печать дара Духа Святаго» – вот тот самый начаток Духа, который подается христианину.

Мы все мучаемся и стенаем в нашей трагичной человеческой ситуации, о которой Павел много говорил до этого, в том числе в 7-й главе, – это, наверное, самые глубокие его рассуждения на тему экзистенциальной человеческой трагедии, то есть трагедии существования человека в этом мире.

24. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

25. Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

То есть Павел говорит, что окончательное искупление, окончательное наступление Царства Божия и преодоление трагедии жизни человека и всего творения в этом мире наступит позже, потому что мы, как сказано, спасены в надежде. Надежда – это что-то, чего еще нет, но обязательно наступит; по крайней мере так в греческом языке. Напомню, что греческое слово «элпис», которое у нас переводится как «надежда», воспринимается в греческом языке и культуре как твердая уверенность. У нас слово «надеюсь» означает гипотетическую возможность, а когда грек говорил «я надеюсь», это означало, что он твердо уверен, что хотя этого еще нет, но обязательно наступит. Поэтому, когда апостол Павел говорит, что мы спасены в надежде и надеемся того, чего не видим, это не означает: мы надеемся, но, может быть, оно и не наступит, кто его знает… Нет, Павел говорит о том, что мы твердо уверены: пусть этого сейчас нет, но обязательно будет.

Мы имеем надежду, которую нам дал начаток Духа Святого, и мы ожидаем в терпении, то есть непоколебимо ожидаем этого. Напомню, что слово «терпение» в греческом языке имеет более оттенок стойкости, непоколебимости, непреклонности, тогда как у нас терпение часто связано с каким-то мучением: нам причиняют какой-то дискомфорт, а мы терпим это, или когда терпим в ситуации, внутренне не принципиальной, скажем, когда ударились или произошло еще что-то неприятное, связанное с какими-то бытовыми ситуациями. А в данном случае имеется в виду именно внутреннее состояние, внутренний стержень, стойкость, мы точно знаем, что это точно будет и непоколебимо ждем исполнения.

26. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

Очень красивый стих, дорогие братья и сестры. Речь идет о том, что Дух Святой подается человеку как Тот, Кто будет говорить и даже действовать вместо него. Ибо когда мы обращаемся к Духу в знаменитой молитве «Царю Небесный, Утешителю» – слово «утешитель» – по-гречески «параклетос», по-латински «адвокатос», – то обращаемся к Нему как к нашему адвокату. Христос обещал нам в Евангелии: не думайте, что вам делать и что говорить, потому что Дух будет говорить вместо вас. Задача христианина – стать максимально прозрачным для Духа Святого. Мало того, оказывается, что не только действовать, говорить и думать без участия Духа мы не можем так, как надо, а даже молиться как должно мы не знаем, но Сам Дух ходатайствует за нас. Даже истинная, искренняя молитва может получиться не когда мы подбираем какие-то слова и пытаемся что-то выпросить у Бога, обозначив свои нужды. Господь обо всем этом знает, важно быть в Духе во время молитвы, потому что мы не знаем, о чем должны молиться, а Дух подскажет, Он будет ходатайствовать за нас, предстоять вместо нас воздыханиями неизреченными, то есть это может быть даже не в форме слов, а в виде каких-то воздыханий, о которых ничего невозможно сказать, потому что они неизреченные, это что-то за пределами слов, невербальное (мы немного говорили об этом, размышляя о феномене глоссолалии – языкоговорения). Воздыхания неизреченные – это даже не слова, а то, что за пределами нашей вербальной реальности.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать