Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Тимофею. Глава 1, ст. 15–17.
15. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
16. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
17. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
(1 Тим. 1, 15–17)
Этот короткий отрывок мы уже комментировали, но думаю, что мы найдем в нем те интересные мысли и слова, надо которыми можно было бы поразмышлять.
Верно и всякого принятия достойно слово. Такая форма введения мысли характерна именно для пастырских посланий апостола Павла, которые, как считают некоторые исследователи, написаны несколько позже иным секретарем, а может быть, учеником апостола Павла. Но в любом случае этот грамматический оборот не встречается ни в каких ранних, самых известных и несомненных посланиях апостола Павла, впервые сталкиваемся мы с ним здесь.
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Те люди, которые посещают богослужения, готовятся и приступают к святому Причастию, помнят, что эту фразу заимствовал святитель Иоанн Златоуст в своей молитве перед причащением: «Христос пришел в мир грешных спасти, от них же первый есмь аз» (как это звучит на славянском языке). Действительно, апостол Павел всегда почитал себя одновременно человеком, находящимся во Христе, имеющим ум Христов, или как он говорит в Послании к Галатам: «Не я уже живу, а живет во мне Христос». С другой стороны, он всегда трезво понимал, что все это имеет только по благодати Божией, ведь сам он первый из грешников, и в некоторых своих посланиях Павел объясняет почему. Потому что гнал Церковь Божию, совершал богоборческие деяния, то есть противился Богу и Божественному Промыслу, а Бог взял и помиловал его по своей благодати, развернул на 180 градусов и даровал Свое спасение.
Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. То есть апостол Павел говорит: если даже на мне, таком грешнике и хулителе, Бог показал Свое милосердие, то, конечно, для всех остальных это будет примером и надеждой, что Бог всякого человека может помиловать, обратить, восставить к жизни вечной.
17-й стих – это благодарение, обращение литургического характера, вроде возгласа. Посещающие богослужения помнят, что всякая молитва, которую произносит священник, заканчивается возгласом – славословием Богу. Либо Богу Единому, либо, что в современной практике чаще, Богу Троице: Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Здесь единому премудрому Богу, но все равно это похоже на возглас, который мы знаем:
Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь. Современные возгласы обычно имеют более расширенную форму окончания «... и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Церковные люди прекрасно это знают.
Обратим внимание на слова Царю же веков. Что такое век ? Мы немного говорили об этом, когда в Рождественский Сочельник читали самое начало Послания апостола Павла к Евреям. Там говорилось, что через Иисуса Христа Бог веки сотворил. Слово век в обоих случаях стоит во множественном числе. Что же это такое? Напомню, что это еврейское слово олам, переведенное на греческий язык как эон и соответственно на русский как век. Олам в еврейской культуре, еврейском языке не просто век как временная протяженность, тем более не 100 лет, как мы понимаем век сейчас. Олам – это пространственно-временная система. Допустим, вся жизнь, все бытие, вся история с точки зрения библейского восприятия делились на «век нынешний» и «век грядущий». То есть век – это одно пространство, одна система, а потом придет век будущий, где все будет по-другому. Соответственно на греческий слово перевели как эон, и речь идет о том, что Бог – хозяин, Царь, как здесь сказано, не какому-то одному веку, а Царь веков, то есть нескольких пространственно-временных систем. Что имеется в виду? Возможно то, что имелось в виду в еврейском языке: есть век нынешний и век грядущий, и Бог сотворил и тот, и другой, и является Царем, Господином и этого, и будущего века.
Однако некоторые исследователи считают, что речь идет о том, что вообще существует некоторое количество этих пространственно-временных систем. В том числе Христос в Евангелии говорит, что там, за пределами этого мира, у Отца Небесного обителей много. Некоторые обращают внимание на то, что обители – это как бы некоторые века и миры. Конечно, как это на самом деле, нам неизвестно и, наверное, никогда не будет известно. В любом случае мы здесь можем понять одно: мир – это, конечно, тайна, загадка, и за пределами того мира, который мы воспринимаем нашими обычными органами чувств, существует что-то еще глубокое, необъятное, таинственное. То есть мир – это действительно тайна, и относиться к нему мы призваны как к тайне. Только Бог владеет всеми тайнами миров, веков, Вселенной, можно называть по-разному, потому что слов тут не хватит, и все это в руках единого, премудрого Бога.
Невидимому, нетленному – формулировки с приставками не, и мы подходим к теме апофатического, то есть отрицательного, богословия, описывающего Бога как раз через слова с приставками не, без, как бы отсекающего от Бога все лишнее. Например: без граничный, без начальный, не видимый, не постижимый, не тленный, не видимый. Это богословие всегда считалось более присущим мистикам, исихастам, то есть безмолвствующим, так как сказать что-то конкретное о Боге словами очень сложно, точнее, даже невозможно. Поэтому такие люди – мистики, то есть углубленные в Бога, познающие Его своим существом, а не абстрактным умом, – как раз не дерзали говорить о Боге в положительных терминах. Они рассуждали так: можно ли познать Бога? Нет – Он не познаваемый. Можно ли Его постичь? Нет – Он не постижимый. Можно дать Ему границы? Нет – Он без граничный. Есть у Него начала? Нет – Он без начальный. Можно Его сравнить с чем-то в этом мире, что тленно, смертно? Нет – Он не тленен. Можно ли Его увидеть? – Нет, Он не видимый. Все, что можно сказать – это то, что ни на что из того, что нам известно, Он не похож. А какой Он? Загадка, тайна.
И только когда с мистического уровня мы переходим на уровень так сказать теоретический, богословский, в школьном смысле этого слова, мы начинаем говорить о Боге в положительных формулировках. Как-то Его описываем, создаем определенный образ, в некотором смысле ви ́ дение Того, Каков Бог. И часто спорим о том, чье видение, чей образ более правильный. Мистики, наверное, никогда не спорили бы об этом, потому что Бог – тайна в Своем существе и как можно спорить о тайне, которая невидима и непостижима. Можно только сказать, что она действительно невидима, непостижима, нетленна, безначальна. А когда появляется теоретически положительное учение о Боге, тогда в основном и начинаются споры, дискуссии, иногда жаркие, а иногда переходящие на слегка агрессивный уровень, поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны об этом помнить. Ведь любой образ, любое ви ́ дение Бога – это, в общем-то, модель, и всегда надо помнить, что только модель, а не сама реальность. Одно из слов, которое переводится как «образ», – идол. Идол – это не только истукан, сделанный из какого-то материала, идол может быть и в нашей голове. И если какой-то идол прочно засел у нас в голове, то очень часто он мешает нам встретиться по-настоящему с Богом. Об этом надо очень хорошо помнить.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!