Читаем Апостол. 7 декабря. А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

7 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Тимофею. Глава 2, ст. 20–26.

 

20. А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.

21. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.

22. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.

23. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;

24. рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,

25. с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,

26. чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.

(2 Тим. 2, 20-26)

 

Итак, апостол Павел продолжает увещевать Тимофея.

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Здесь апостол дает метафорическое описание Церкви. В более раннем Послании к Коринфянам уже шла речь об этом: Павел говорил о разном употреблении сосудов, под которыми подразумевались сами христиане. В христианской Церкви есть разные люди. Наверное, это проблема, существующая в человеческом обществе в целом и очевидная для каждого: кому-то Бог дает более талантов, как указывается в Послании к Коринфянам, в Церкви кто учитель, кто пророк, а кому дан дар говорения на языках. Разные дары, и основополагающий из них – дар любви, дар, без которого все остальные не играют никакой роли, это мы также помним из 13-й главы Первого послания к Коринфянам.

В любой экклесии, любом обществе, есть разные люди, в том числе в экклесии христианской, то есть Церкви. В ней как едином теле Христовом, всё должно быть органично, чтобы те, кто «в почетном употреблении» не гордились и не превозносились над теми, у кого меньшее послушание, соответственно, изначально меньше даров. Церковь на то и тело Христово, что всё в нем имеет в конечном итоге безусловную ценность. Как писал апостол Павел в Послании к Коринфянам, самые немощнейшие ее члены даже больше нуждаются в заботе. Главное, чтобы были мир, понимание, чтобы те, кто в «более почетном употреблении», не превозносились над теми, кто в метафорическом смысле слова являются «деревянным или глиняным сосудами». И с другой стороны, чтобы «деревянные и глиняные сосуды» не пытались, не имея на то достаточного потенциала, занять места золотых и серебряных. Такое тоже бывает. Надо признаться, что в обществе, и в том числе церковном, еще не совсем отошли в прошлое тенденции, господствовавшие в советский период. При всех плюсах и минусах того времени начиналось оно, как мы помним, с тезиса о том, что всех надо уравнять. Тем самым немало людей было истреблено либо оказалось в эмиграции, а из них немало тех, кто являлся цветом русской нации. Хотя это и может вызывать сейчас какие-то дискуссии, тем не менее мы признаем факт, что много прекраснейших и достойных людей оказались вне России или даже вне этой земной жизни.

В Церкви совершенно правильно говорится о том, что все одинаково равны и ценны перед Господом, но мы понимаем, что есть люди, которым Бог дал талант знания какого-то предмета, например: Нового Завета, литургики или еще каких-то областей. Наверное, такие люди призваны делиться своими знаниями, быть светильниками в той области, где им дан талант от Бога. Но иногда бывает так, что попытка все уравнять и усреднить заканчивается тем, что эти светильники оказываются немного в тени, их ставят под спудом, относятся иногда к их деятельности даже с некоторым подозрением. На самом деле, это даже лишает общества плодотворного и эффективного развития. Поэтому, дорогие братья и сестры, надо помнить эти строки, где говорится, что нет ничего страшного в том, что одни сосуды золотые и серебряные, а другие – деревянные и глиняные, главное, чтобы одни не превозносились, а другие не завидовали и не пытались занять более высокое место, не имея для этого соответствующего потенциала. Чтобы не повторялась, пусть и в меньшем масштабе, ситуация 1917-го года, когда надо свергнуть тех, кто наверху и занять место самим, даже если нет достаточных способностей, опыта, таланта и видения, для того чтобы управлять какими-то процессами.

Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю». Наверное, в большой степени верны слова одного древнего мудреца: «Знающий не говорит, говорящий не знает. Слова эти делают подчас бессмысленными многие и многие споры, потому что если люди все знают о чем-то, понимают это на своем собственном опыте, тогда зачем об этом говорить? Если одни знают, а другие – нет, то все равно тем, кто знает, крайне трудно выразить словами определенный опыт для тех, кто не знает. Скорее всего, понимание будет крайне неполным, а иногда искаженным. Если же собираются люди, из которых никто не знает сути разбираемого вопроса, тогда, конечно, будет извержено огромное количество слов, возникнет немало дискуссий, но по большому счету все это будет лишь сотрясание воздуха, просто словопрения, или, как здесь сказано, «состязания». Потому что никто из тех, кто будет участвовать в диспуте, не будет на самом деле понимать предмета, о котором говорит.

Если задуматься, то получается, что любые споры, подчас очень длительные, не имеют достаточно оснований, и по большому счету подчас нужно просто уклониться от них, уйти в сторону, потому что если знаешь ты и знает другой, значит вы оба знаете. Если ты знаешь, а другой не знает, тогда трудно объяснить, можно лишь несколько наметить вектор, но если дальше человек не понимает, сопротивляется, надо иной раз и вспомнить слова Господа про бисер, как это ни грубо звучит.

Иногда бывает, что кто-то понимает, а ты не понимаешь, тогда надо честно признаться, что ты пока не готов. Только надо честно признаться, потому что часто бывает, что человек не понимает, но при этом и не хочет понимать, не хочет знать и действительно просто бросает грязь в того, кто на самом деле дает ему бисер. Здесь слова Господа очень и очень актуальны.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать