Читаем Апостол. 7 августа. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать

7 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 15, ст. 1–7.

 

1. Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

2. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

3. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

4. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

5. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,

6. дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

7. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

(Рим. 15, 1 –7)

 

Дорогие братья и сестры, мы вновь, как уже говорили, в субботу и воскресенье переносимся несколько выше по тексту, в данном случае на целое послание назад: от Первого к Коринфянам к Посланию к Римлянам. Если вчера мы читали 12-ю главу, то сейчас – 15-ю; между этими отрывками нет никакой связи, просто один отрывок положено читать в определенную субботу, а другой – в определенное воскресенье. Вчера мы говорили о наставлениях апостола Павла, связанных с общим христианским положением, с тем, что нужно не сообразовываться с веком сим, но узнавать волю Божию; это более общее, глобальное наставление. Здесь наставление Павла связано с другой проблематикой, которая существует и в Послании к Коринфянам. Мы только в пятницу начали об этом рассуждать, поэтому нам сейчас будет проще вернуться к этой проблеме.

Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Если читать этот отрывок вне контекста, то получается, что речь идет о каких-то сильных людях, возможно сильных духом, сильных нравственно, здоровых, которые должны носить немощи бессильных. Но это будет совершенно неверно и непонятно, если мы не вспомним контекст. Кстати, сегодняшний отрывок читается во время таинства Соборования: там читается семь апостольских отрывков и семь евангельских, а этот отрывок включен в последование таинства как второе апостольское чтение. Поскольку в таинстве Соборования мы молимся, в первую очередь, о том, чтобы Господь даровал нам телесное здравие, душевное и телесное, то этот отрывок воспринимается слушателями именно в контексте таинства Соборования, как разговор о силе и бессилии либо душевном, либо физическом, либо нравственном. Но ведь здесь совершенно о другом идет речь.

Мы помним, что, говоря об этой же проблематике в Послании к Коринфянам, апостол Павел начинает свою речь со слов об идоложертвенных яствах. Некоторые люди считали, что можно есть идоложертвенное, а некоторые считали, что нельзя, и между ними было некое непонимание, напряженность. Сам апостол Павел считал, что можно есть идоложертвенное, поскольку идол есть нечто несуществующее, значит нет ничего страшного в том, чтобы кушать такое мясо или что-либо другое, никакой причастности к идолу не будет. Поэтому он причитал себя к «сильным совестью». Были, соответственно, немощные или, как здесь переведено, бессильные, «слабые совестью». Получалось так, что многие сильные смотрели свысока на немощных, а немощные смотрели с укором на сильных. Возникало разногласие, почва для разделения.

Апостол Павел хоть сам себя причислял к сильным, призывал прочих сильных к тому, чтобы они снисходительно, с любовью относились к немощным совестью. Вспомните, мы буквально в пятницу прочитали в Послании к Коринфянам: «Да, вы имеете знание (апостол Павел часто поддевал коринфян тем, что они придают знанию такое большое значение), но знание надмевает, а любовь созидает». Напомню, слово «надмевает» означает «надувает», то есть знание делает гордыми, надутыми. А созидает любовь! Поэтому нужно знанию нужно отвести свое место в духовной жизни, но на первое место поставить любовь, и тогда не будет этих конфликтов. Если ты считаешь себя сильным совестью, считаешь, что для тебя есть или не есть мясо это ерунда, то хотя бы с любовью, состраданием и пониманием отнесись к немощному совестью, не раздражай его, не разговаривай с ним на эту тему. Пусть Бог знает о твоей уверенности, но не соблазняй своего ближнего. Этот важнейший момент и принцип, о котором говорит апостол Павел: «Мы, сильные, должны сносит немощи бессильных, то есть тех, кто боится кушать идоложертвенное мясо, и не себе угождать».

Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Напомню, что практически во всех случаях, где у апостола Павла стоит слово назидание (в том числе в Послании к Коринфянам любовь назидает ), имеется в виду созидание. Назидание – это некое нравоучение, наставление, а здесь речь идет именно о том, что нужно созидать. Знание может надмевать, разделять в конечном итоге, а любовь созидает, соединяет. Каждый из нас должен угождать ближнему, но не себе. Если ты сильный, то не кичись своей силой, своим знанием, а отнесись снисходительно к слабому, чтобы было созидание, благо, чтобы не было разделения, зла, ненависти, взаимных упреков и напряженности. Вот о чем здесь идет речь, братья и сестры. Надо понимать, что немощный и сильный – это не абстрактные понятия, не физические или душевные; именно в правильном контексте мы должны это понимать.

В качестве примера для сильных апостол Павел преподает Самого Христа:

3. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

4. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

5. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса,

6. дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

7. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Христос, будучи Самим Сыном Божиим, знал всю полноту истины. Ему было доступно все знание и вся сила, и Он снизошел к нам в человеческий мир и решил понести на Себе наши немощи. Он, будучи Сильнейшим из сильных, у которого никаких сомнений ни по какому поводу быть не могло, спустился и понес немощи немощных. «Так, – говорит апостол Павел, – и вы должны поступать по отношению друг к другу».

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать