Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 9, ст. 1–7.
Сегодня 7 апреля, четверг четвертой седмицы Великого поста, и в этот день Святая Церковь празднует двунадесятый праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. Из Евангелия мы прекрасно знаем, в чем именно исторический смысл этого праздника и что именно произошло. Вследствие того, что сегодня большой праздник, Церковь дает нам для назидания отрывок из Нового Завета, а именно из Послания апостола Павла к Евреям.
11. Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12. возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15. и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
(Евр. 2, 11–18)
Некогда мы с вами уже читали этот отрывок. Он читается на второй день после Рождества Христова, который в церковном календаре называется Собор Пресвятой Богородицы. Как этот день призван почтить и возвеличить память Приснодевы Марии, так и Благовещение – праздник, в первую очередь связанный с Девой Марией, с тем, что Ангел Господень возвестил Ей великую, радостную и таинственную весть. Весть в каком-то смысле ужасную, но не в плане животного страха, слово «ужасный» используется потому, что это нечто непостижимое. И действительно, Деве Марии было непросто принять весть о том, что Она станет Матерью Сына Божиего и зачатие будет необычным – бессеменным, которое никогда не происходило и никогда не произойдет.
В оба этих праздника читается данный отрывок, потому что в нем говорится об Иисусе Христе и предназначении Девы Марии, заключавшемся в том, чтобы родить Сына Божия, дать Ему человеческую природу, для того чтобы Бог стал человеком. Мы часто говорим, для чего это было необходимо, и вспоминаем, как это было сказано в самых ранние века христианства, а затем проходило через творения всех святых отцов: «Бог стал человеком, для того чтобы человек стал богом». Делу этого боговоплощения как раз и послужила Пресвятая Богородица.
В сегодняшнем отрывке мы видим рассуждения апостола Павла о том, как Бог соединился с человеком и какие следствия из этого для всех христиан.
11. Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями... Освящающий – это Господь Бог, соответственно, и Сын Божий тоже является Богом. Освящаемые – Христос был не только Богом, но и человеком, получается, в Нем одновременно был и освящающий, и освящаемый. Бог – это Тот, Кто освящал, источник освящения, то есть выделения из этого земного мира и превознесения на какой-то иной уровень. И в то же время во Христе был и освящаемый, то есть человек, которого Бог пришел освятить, возвести на другой уровень, дать ему возможность обожения – возможность стать богом по благодати. И всё это от единого источника жизни – Бога. Вот как велик замысел Божий о человеке: Бог Своего Сына отдает, для того чтобы состоялось воплощение и в конце концов крестная смерть, воскресение и вознесение и из единого источника изошло бы спасение. Для того чтобы таким образом и Христос как освящающий Сын Божий, и человек как освящаемый, образ и подобие Божие имели бы своим источником – Единого Бога Отца. Такая интересная и парадоксальная мысль. Мы часто говорим, что парадоксы – это прекрасный метод выражения многогранности и сложности истины. Когда об истине говорят однобоко и прямолинейно, очень часто допускается профанация истины, возведение ее на уровень доступности и поверхностности. На самом деле, истину очень трудно выражать, тем более словами, поэтому парадокс – один из прекрасных методов в разговоре о каких-то крайних точках, благодаря которому истина разворачивается к нам своими разными сторонами.
11. Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12. возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15. и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
Та же мысль – как люди были причастны плоти и крови, так и Христос стал причастен плоти и крови, то есть человеческому телу, человеческой биологии. И это был ключевой момент Священной истории, когда Христос действительно построил мост между человечеством и Божеством, между земным и небесным, материальным и духовным. Конечно, это то, что в первую очередь является для нас тайной и одновременно поводом для великой благодарности Богу, великого упования на то, что это произойдет в каждом из нас, поскольку Христос сделал это именно для того, чтобы каждый человек прошел за Ним этой же самой дорогой.
Дальше – что тоже свойственно Посланию к Евреям – Христос говорит о некотором преимуществе человека над ангелами. Конечно, в данный конкретный момент ангелы выше человека, так как ближе к Богу, но они статичны, то есть всегда останутся такими и не смогут приблизиться к Богу и стать богами по благодати, не смогут стать обоженными. Человек же, несмотря на то, что, может быть, в этот момент ниже ангелов и дальше от Бога, в своей перспективе и потенциале может возвыситься над ангелами и стать обоженным, то есть богом по благодати. Об этом здесь снова и говорит апостол Павел: Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. То есть Христос не становится, так сказать, бого-ангелом, не соединяет Божественную и ангельскую природу, а именно «семя Авраамово», то есть человека.
17. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Наша великая отрада и упование в том, что Христос уподобился нам во всем, кроме греха. Сознание Его было чистым, божественным, поэтому Он не мог мыслить греха, склоняться к нему – только в этом была разница. Спаситель уподобился нам в том, что стал человеком по плоти и крови, стал обладать человеческой природой и биологией, но Он и нас призывает уподобиться Ему, очистить наше сознание, сделать его прозрачным, открыть свое сердце для встречи с Богом и соответственно уподобиться Христу – тоже стать обоженными. Это великолепное и серьезное слово православного богословия, которое описывает ту перспективу, к которой призван человек.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!