Читаем Апостол. 6 января. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей

6 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 1, ст. 1-12.

 

1. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,

2. в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

3. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте,

4. будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

5. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

6. Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

7. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

8. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.

9. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

10. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;

11. они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12. и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

(Евр. 1, 1 – 12)

 

Прекрасный отрывок, дорогие братья и сестры, торжественный и красивый! Это самое начало Послания апостола Павла к Евреям. Частично мы его уже прочитали, а отрывок, которым оно начинается, был опущен, для того чтобы быть прочитанным именно сегодня, 6 января, в Рождественский сочельник.

Мы с вами уже практически предстоим перед Вифлеемскими яслями и размышляем о почти пришедшем празднике Рождества Христова. В сочельник уже читаются Царские часы, посвященные теме этого события. Напомню, Царские часы включают чтение Ветхого Завета, евангельские и апостольские отрывки (сразу несколько на каждом часе) и после Божественной литургии в день сочельника уже впервые звучит тропарь праздника Рождества Христова. Чтение, предлагаемое в Рождественский сочельник, конечно, также обращает нас к размышлению над тем, Кто же такой Иисус Христос и в чем смысл Его Пришествия.

В этом отрывке мы видим огромное количество ссылок на Ветхий Завет, которыми апостол Павел пытается подтвердить мысль, которой посвящено все Послание к Евреям. Господь Иисус Христос, Сын Божий, превыше всех посланников Ветхого Завета и ангелов. Мы помним, что существовало раннее гностическое учение, которое говорило, что Христос – один из ангелов; Он занимает высокое место в их иерархии, но все-таки Он не собственно Сын Божий Единородный, не является Богом по существу, как Бог Отец. С 4-го стиха апостол Павел начинает рассуждение о том, что Иисус Христос столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. С этого места идет сравнение Иисуса Христа, Сына Божия, и ангелов с различными ссылками на Ветхий Завет.

Первые три стиха говорят о фундаментальных темах: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте. Очень важные слова, высо́ты православного богословия. Здесь речь идет о том, что через Сына Божия, Которого Бог Отец поставил наследником всего, было сотворено все. Веки сотворил сказано не просто о временных промежутках. Еврейское слово «олан», которое по-гречески звучит как «ион», переводится как «век» или «мир сей», то есть не только время, но и пространство, некая пространственно-временная система. Например, нынешний век обладает своим временем, своим пространством. Под веки сотворил могут пониматься какие-то еще обители, ангельский мир или что-то еще, что находится под покровом тайны. Тем не менее сказано именно веки, во множественном числе.

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его. Со словом ипостась связана богословская история. Об этом надо говорить долго, не в формате нашей передачи, тем не менее скажем об этом в двух словах. Мы верим в Бога Троицу: Бог Един по существу, но троичен, как мы иногда говорим, в Лицах и в Ипостасях. Когда богословие только формировалось, словом ипостась называли конкретное проявление сущности, слова сущность и ипостась были синонимами. Сущность, по-гречески ουσία [уси́я], – причастие женского рода от глагола «быть» (то есть «сущая» или «сущность»), а ипостась, υπόσταση [ипо́стаси] в дословном переводе – «подставка», то есть конкретное проявление сущности в конкретной форме. Грубо говоря, у каждого предмета есть ипостась, некая суть. А ουσία – это какая-то общая суть.

Позже, когда формировалось троичное богословие, именно эти два слова были взяты за основу. Словом ουσία стали называть то, что в Боге едино, Единую сущность, Единую природу. Но при этом выделяли три Ипостаси, три конкретных проявления или аспекта этой сущности. Было еще греческое слово πρόσωπο, которое переводилось на латинский как «персона», это и есть «личность», «личина», «лик», еще так называли маску актера. Это было что-то поверхностное, преходящее, случайное, поэтому святые отцы это слово отвергли, не этим словом стали обозначать то, что в Боге является различным, а взяли слово ипостась.

Впоследствии произошло стирание этих двух понятий, на мой взгляд, довольно вольное и не имеющее серьезных оснований. По сути, когда мы говорим о том, что Бог Един в трех Ипостасях, мы чаще говорим о трех Личностях, трех Лицах. А ведь в древние времена разница между личностью (πρόσωπο) и ипостасью как проявлением сущности была велика. Еще раз обращу внимание, что святые отцы, в первую очередь каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский выбрали именно слово ипостась. В наше время слово личность несколько затерлось. Сейчас все говорят: «Я личность», «Мы боремся за права личности». То есть это слово скорее социального характера. Это неплохо, борьба за права личности, возможно, подразумевает не плохие и вполне закономерные социальные процессы. Но все-таки когда мы говорим о таком серьезном понятии как богословие, троичное богословие, на мой взгляд, не нужно забывать, что исконно постановка вопроса была именно такая: у Бога одна сущность, ουσία, одна общая «платформа», и при этом три Ипостаси, три конкретных проявления, аспекта этой сущности. Это совсем не то, что мы обычно понимаем под «личностью», «личиной», не нечто преходящее, поверхностное, как это понималось в древности. Это нечто являющееся глубинным фундаментом бытия в конкретной форме. В Боге есть общее, а есть конкретные Ипостаси – Отец, Сын и Святой Дух. В 1-й главе Послания к Евреям употребляется слово ипостась, и впоследствии именно это слово было взято для обозначения конкретного проявления сущности. Повторю: Бог Един по существу, как ουσία, и троичен в Ипостасях.

Вот такие интересные и важные размышления предлагает нам сегодня Святая Церковь при чтении начала Послания к Евреям.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать