Читаем Апостол. 6 ноября. Которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся

6 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 2, ст. 14–19.

14. Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,

15. которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,

16. которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.

17. Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лице ваше.

18. И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.

19. Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?

(1 Фес. 2, 14-19)

 

Апостол Павел говорит, что страдания и притеснения, переносимые фессалоникийцами в своем городе, делают их подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее . Мы понимаем, что христиане из иудеев, составившие Иерусалимскую церковь, подвергались гонениям и притеснениям от единоплеменников, то есть иудеев, которые не приняли Христа. Здесь Павел конкретизирует и развивает мысль о том, кто же эти иудеи. В конце 14-го стиха он говорит: претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев . Это единственное место во всех Посланиях апостола Павла, где относительно иудеев он употребляет достаточно грубое слово, которому в русском языке соответствует приобретшее ругательный оттенок слово «жид». Потому что слово «ииуд» как раз и породило наши слова жид, иуда, иудей. Конечно, когда мы употребляем слово «жид», мы ругаемся: с некоторой агрессивностью и ревностью говорим о том, что иудеи убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся (15-й стих). Хотя само послание достаточно мирное, не полемичное, но в этом месте, в коротких словах апостол Павел, как это ни странно, проводит самую антииудейскую полемику. Он постоянно ведет речь о ныне действующих лжеучителях, но здесь апеллирует именно к самим иудеям, которые гнали Иерусалимскую церковь, а до этого убили Самого Господа Иисуса Христа.

Нам с вами, когда мы рассуждаем об отношениях к еврейской нации, тоже необходимо помнить, что во Христе Иисусе нет человека какой-либо отдельной нации, все становятся равны во Христе. Другое дело, что есть и такие представители иудейской нации, которые являются ревностными иудеями и по большому счету до сих пор считают, что Христа распяли не напрасно, а, может быть, и заслуженно. Надо четко отделять в нашем сознании просто евреев от тех воинствующих иудеев, которые являются наследниками тех людей, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся .

Выражение всем человекам противятся передает то чувство собственной исключительности, которое достигало у иудеев во времена Иисуса Христа просто запредельной степени. Надо сказать, что иудаизм, в конце концов оформившийся в том числе в книге, которую мы знаем под названием «Талмуд», по большому счету и дальше пошел по этой линии. Иудеи были богоизбранным народом, среди них должен был родиться Мессия. Так оно произошло, но большинство иудеев Христа не приняло, таким образом эта религия пошла своим путем, путем исключительности, путем противления Богу и закономерного отношения ко всем остальным людям. Вспомним, что в еврейском языке есть два разных слова, которые переводятся как «человек» (или «люди» во множественном числе). Если иудеи говорят про самих себя, то используют слово «амма» – народ Божий, люди, собственно человек. Когда же речь идет о не иудее, используется слово «гой». Гойи – это все кто не иудеи, и к ним совершенно иное отношение. В Ветхом Завете мы тоже сталкиваемся с подобными эпизодами. Например, десятая заповедь «Не убей» касалась только отношений иудеев, на язычников она уже не распространялась, потому что при захвате их территорий иудеи убивали всех, даже детей. Но то был Ветхий Завет. Интересно, что даже в некоторых пунктах современного иудаизма мы видим некоторые нюансы, связанные с тем, что отношение к не иудею в общем-то никак не может быть приравнено к отношению к иудею. То есть межиудейские отношения - это совсем иное дело, нежели отношения иудеев к представителям другой религии или нации, потому сказано всем человекам противятся . Подчеркну, что сказано это о тех воинствующих иудеях, которые убежденно считают, что Христа распяли не напрасно и по большому счету только иудеи являются людьми с большой буквы, а все остальные нет.

Именно о представителях такой человеконенавистнической позиции (можно даже сказать «около фашистской») и говорит здесь апостол Павел: которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца . То есть Павел уверен, что в конце концов эта позиция будет осуждена. Гнев , как мы говорили, означает «суд Божий», и он будет произнесен над такой вот «религиозностью». И нам тоже, дорогие братья и сестры, надо над этим задуматься, потому что, к сожалению, мы тоже иногда замыкаем себя, и наша этика носит некий «корпоративный» характер: к нашим православным братьям и сестрам мы относимся одним образом, а к тем, кто не является представителем нашей религии или нации, относимся немножко предвзято, не так, как относились бы к своему единоплеменнику. Христос для того и пришел, чтобы в христианстве объединить всех, чтобы не было ни иудея, ни эллина, ни варвара, ни скифа, ни даже мужчины и женщины (об этом говорится Послание к Галатам). Нам нужно помнить об этом и не делать христианскую веру субкультурой, мировосприятием некоей элиты, отделенной от всего мира людей. Ни в коем случае! Если мы пойдем этим путем, мы в чем-то уподобимся этой иудейской религиозности. Может быть, без такой сильной агрессиии, но именно в чувстве собственной исключительности мы можем попасть в такую же ситуацию и в конце концов услышать слова апостола Павла, что на таковых религиозных людей приближается гнев до конца . То есть такая позиция Богом осуждена, по крайней мере, так это понимает христианство и апостол Павел.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать