Читаем Апостол. 6 мая. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи

6 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 3, ст. 1–8.

 

1. Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

2. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

3. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.

4. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.

5. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.

6. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

7. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,

8. и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

(Деян. 3, 1–8)

 

Дорогие братья и сестры, после вдохновенной проповеди апостола Петра мы с вами перешли к третьей главе. Напомню: в конце второй главы книги Деяний сказано, что присоединилось около трех тысяч человек и они жили дружно, преломляли хлеб, молились, все у них было общее. Хотя эти стихи не попали в тот отрывок, который мы читали вчера, это очень интересное замечание о том, как жила раннехристианская община:

Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. (Деян. 2, 44 – 45) . Эти стихи интересны тем, что в них описывается ситуация раннехристианского «коммунизма» (от слова «коммуна» – когда все общее). Вся собственность была общей, что-то при необходимости продавалось и средства распределялись между теми, у кого их не было. Но нужно понимать, что все было добровольно, основано на христианских началах. К тому же, напомню, что впоследствии образ жизни Иерусалимской церкви вызывал определенные трудности, и так жить иерусалимлянам во многом удавалось благодаря пожертвованиям, которые направлялись в Иерусалимскую церковь из молодых церквей, ранее бывших языческими. Апостол Павел собирал эти пожертвования в Филиппах, Фессалониках и пытался делать это в Коринфе. С Коринфом было сложнее, а филиппийцев и фессалоникийцев Павел хвалит за то, что они «помнят нищих», то есть христиан Иерусалимской церкви, которые жили в такой удивительной ситуации добровольного христианского «коммунизма».

1. Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. Напомню, указанное время не совпадает с тем, что принято теперь у нас. Третий час – это около девяти часов утра, шестой час – полдень и девятый час – около трех часов дня.

2. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Мы помним, что слово красный на славянском языке означает «красивый, прекрасный». После семидесяти лет Советского Союза красный цвет стал восприниматься как символ российской государственности, флага; с этим даже связывали название Красной площади. На самом деле, площадь называлась Красной в далекие времена, потому что красный – это «красивый». Поэтому когда речь идет о дверях храма, называемых Красными , это означает, что ворота были красивыми. Толкователи считают, что это был внешний двор, который предназначался для язычников, и он был самым красивым входом в храм. Именно здесь сидел тот самый хромой.

3. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.

4. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.

5. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.

Как говорят толкователи, встреча Петра и Иоанна с этим хромым происходит на глубинном уровне: они друг в друга всматриваются, и это некоторое приготовление к свершению чуда. Важно ведь не просто дать человеку физическое исцеление, но заронить в его сердце семя веры: доверительных, живых отношений с Богом, с Господом Иисусом Христом, силой Которого и происходит исцеление.

6. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. (Петр подчеркивает, что исцеление происходит именем Господа Иисуса Христа).

7. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,

8. и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

После того, как Петр произнес первую вдохновенную речь, апостолы тут же совершили первое чудо, весть о котором, конечно, облетела весь Иерусалим: был человек хромой, постоянно сидел перед этими Красными воротами, – и вдруг стал ходить сам, причем скакал и хвалил Бога. Действительно, в раннехристианские времена важным моментом было совершение чудес и знамений, для того чтобы люди видели силу Божию и присоединялись к Церкви. Если в Евангелии чудеса совершает Господь (и это понятно: Он Сын Божий, Богочеловек), то в книге Деяний эти чудеса совершают люди – особо благословленные Христом, поставленные на апостольское служение, но все-таки люди. Иногда мы задумываемся: почему раньше совершались чудеса, а сейчас они в таком количестве не совершаются, по крайней мере, так нам кажется. Чтобы не впасть в смущение, мы должны помнить, что чудеса совершаются и в наше время. Во-вторых, когда Церковь только развивалась, задача апостольского служения включала в себя большее чудотворение, а в наше время задача пастырей, и всех, кто считают себя христианами, – больше опираться не на внешние знамения и чудеса. Мы знаем, что и лжепророки будут прельщать людей через внешние знамения, поэтому человеку подчас будет трудно определить, где чудеса истинные, а где ложные. Поэтому нам больше задана направленность обращаться к глубинам человека. Есть знаменитая книга известного писателя XX века «Нам оставлено покаяние», то есть нужно искать не внешних чудес и знамений, а изменений «внутреннего человека». Действительно, в разные времена Господь дает разные задачи и дары Духа Святого, поэтому в наше время изменить себя – большее чудо, чем исцелить хромого или человека, болящего другой болезнью.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать