Читаем Апостол. 6 марта. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем

6 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 8, ст. 8–13; глава 9, ст. 1–2.

 

8:8. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

8:9. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

8:10. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

8:11. И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

8:12. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

8:13. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

9:1. Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

9:2. Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

(1 Кор. 8, 8 – 9, 2)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами второй день подряд обращаемся к тексту Первого послания к Коринфянам. Как я уже говорил вчера, эти два отрывка промыслительно предложены Святой Церковью именно в преддверии заговенья на Великий пост. Сегодняшнее воскресенье – последний день, когда мы вкушаем мясо до праздника Святой Пасхи. Уже завтра начинается Сырная неделя, так называемая Масленица, когда можно ежедневно есть молочные продукты и все прочие, кроме мясных. Сам Великий пост начнется уже через неделю: будет Прощеное воскресенье, а затем первая неделя Великого поста. Тема, которая затрагивается в сегодняшнем отрывке, напрямую не касается Поста, тем не менее, как я вчера говорил, мы можем провести некоторые параллели и сделать вывод относительно того, как определить для себя меру поста.

Начинается сегодняшний отрывок с 8-го стиха, в котором есть очень интересная, емкая фраза, своего рода лозунг: Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Апостол Павел говорит, что пища не может делать нас перед Лицом Бога ни лучше, ни хуже; едим – ничего не приобретаем, не едим – ничего не теряем. Все то, что мы вкушаем, не может быть для нас фактором праведности или неправедности. Апостол Павел в каком-то смысле (по крайней мере, в теме еды) находится в согласии с пониманием коринфян, которые говорили: «Все мне позволительно», в частности, прилагая это к идоложертвенной пище: «Все нам позволительно, значит, нам позволительно есть все, что мы хотим, в том числе идоложертвенное». Апостол Павел своей фразой в 8-м стихе как бы соглашается с ними, говорит, что пища действительно не приближает нас к Богу: едим ли или не едим, мы не становимся от этого более праведными или неправедными.

Но мы помним, что для апостола Павла всегда важнее благо ближнего, благо общины. В этом и заключается принцип любви: даже когда можно, удержись, если это кого-то соблазняет. В этом и есть «высший пилотаж» любви – не делать чего-то не потому, что нельзя. Когда нельзя, это значит, что мы заботимся о своем благе, боимся, что нас накажут, осудят, обсудят. Может быть, мы даже боимся наказания от Бога, но все равно думаем о себе, о своем эго. А когда мы понимаем, что в принципе можно что-то сделать, но не делаем этого из-за любви к брату, а не из-за страха наказания, это и есть высшая точка проявления нашей любви.

Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Да, свобода во Христе существует, христианство не мыслится без нее, и об этом очень много написано в Посланиях к Галатам и к Римлянам. Но нужно беречься, чтобы немощные не соблазнились, не попали в « ловушку». Соблазн, по-гречески σκανδάλ, хотя носит у нас немного другое значение, дословно переводится как «ловушка», «силок», куда попадали животные, когда на них охотились. Апостол Павел как бы говорит: «Чтобы в этот соблазн, «ловушку», не попали немощные, постарайтесь не злоупотреблять своей свободой». Немощными в Посланиях к Коринфянам, Римлянам и в других местах апостол Павел называет людей с немощной совестью, которые боялись осквернить свою совесть в результате соприкосновения с идоложертвенной пищей. И наоборот, сильные – те, кто считал, что в этом нет ничего страшного. Если идол – это что-то несуществующее, то как можно от несуществующего оскверниться? В Послании к Коринфянам есть слова: идол в мире ничто. Тем не менее, благо общины превыше всего.

Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. Здесь есть очень важный момент. Напомню, что можно было либо купить мясо на рынке (оно тоже, как правило, приносилось в жертву идолу), либо поесть мяса в столовых при языческих капищах, и здесь уже не могло быть никаких сомнений, что оно идоложертвенное. Свободный коринфский либертинист мог свободно прийти в эту столовую, есть мясо, и какой-нибудь немощный брат, тоже христианин, считавший, что этого нельзя делать, мог увидеть этого человека сидящим в капище. Он мог засомневаться, впасть в смятение, соблазн, и совесть стала бы его обличать. Могло случиться и так, что свободный заведет немощного в это капище, скажет: «Ничего страшного, идолов не существует, давай поедим», и на следующее утро человек с сильной совестью проснется как обычно, а тот, у кого немощная совесть, будет себя грызть за то, что допустил себе возможность съесть идоложертвенного мяса. Тем самым погибнет немощный брат от знания твоего <…>. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. Получается, свобода, сила совести одного человека послужила в погибель немощному брату, поэтому нужно быть осторожным.

Дальше апостол Павел произносит свое знаменитое заявление, к которому мы уже обращались, в том числе в прошлой беседе. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Почему вовек? Апостол Павел понимает, что можно есть мясо, почему бы не делать так, как он советует остальным? Например, в присутствии сильных есть, а в присутствии немощных не есть. Можно поступать и так, но апостол Павел хочет быть максимально честным, искренним. Он подразумевает: я буду лицемерить перед лицом немощных, если только перед ними не буду есть, а все остальное время буду есть. Поэтому Павел решает: лучше я вообще не буду есть мясо, ни в присутствии сильных совестью, ни в присутствии немощных – просто для того, чтобы не соблазнился брат мой. Апостол Павел сам себе ставит ограничение, причем во всех ситуациях только ради любви к немощному брату и ради того, чтобы оставаться искренним, не лицемерить. Это еще одно из высших проявлений любви. В 9-й главе апостол Павел пишет: Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Он говорит, что как раз свободен во Христе больше, чем кто бы то ни было другой, но ради других поставил себе здесь ограничение – не буду есть мяса вовек.

Очень важные, интересные, глубокие мысли и идеи, как и всегда у апостола Павла. Его богословие витиевато, но при этом всегда очень глубоко. Этот великий апостол раскрывает глубины человеческой жизни, человеческого существа. Этот отрывок, как и вчерашний, можно в некотором смысле приложить к начинающемуся посту, то есть провести некоторую параллель: кто бы как ни постился, он не должен соблазнять ближнего, а лучше ради его пользы наложить на себя какое-то дополнительное ограничение. Но это каждый решает в меру своих возможностей и сил.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать