Читаем Апостол. 6 июня. Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ

6 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 17, ст. 1–15.

 

1. Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.

2. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,

3. открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.

4. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.

5. Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.

6. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,

7. а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.

8. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.

9. Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.

10. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.

11. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.

12. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.

13. Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.

14. Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.

15. Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.

(Деян. 17, 1–15)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем путешествовать вместе с апостолами. К сожалению, вновь констатирую факт: разделение отрывков у нас страдает тем, что мы перепрыгиваем какие-то фрагменты и непонятно, что произошло в том или ином городе; иногда обрываются речи, события. Например, в отрывке, который мы с вами сейчас читали, вместе с Павлом и Силой упоминается Тимофей, в будущем тоже верный сотрудник апостола Павла, а о его появлении сказано в начале 16-й главы. Те, кто по моему совету читает стих за стихом, главу за главой без всяких прыжков, прочитали об этом: Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин (Деян. 16, 1). Его пожелал Павел взять с собою (Деян. 16, 3). И вот наряду с Силой (Силуаном) у апостола Павла есть еще один верный сотрудник – апостол Тимофей, которому в будущем Павлом будут адресованы два послания. Тимофей в свою очередь, как мы помним, станет епископом города Эфеса.

В 17-й главе мы видим, что апостол Павел со своими спутниками оказывается в городе Фессалонике, столице провинции Македония. Из Филипп они удалились, о чем сказано в конце 16-й главы: Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились (Деян. 16, 40). Отпустили их потому, что Павел и Сила – римские граждане, и Павел апеллировал к этому (об этом сказано в 37-м и 38-м стихах 16-й главы). Их били без всякого суда и следствия, что с точки зрения римского закона было неправильно. Поэтому власти города Филиппы испугались и просили их побыстрее удалиться. Павел и Сила смогли спокойно уйти, и это было даже желательно. Здесь написано, что они пришли к Лидии и, увидев братьев <…> отправились. Мы не прочитали в начале 16-й главы о том, что в Филиппах они жили у некой христианки из Фиатир именем Лидия. Город Фиатиры упоминался в книге Апокалипсис: ангелу Фиатирской церкви тоже было адресовано пророческое послание.

В Фессалонике Павел по обычаю идет в синагогу и рассказывает людям о том, что Иисус и есть Христос и что Ему надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых. Сказано, что многие уверовали и присоединились, но неуверовавшие иудеи возревновали. Все идет по знакомому нам сценарию. Иудеи ревнуют, что апостол Павел все-таки привлекает людей к своему учению – Христовой Благой евангельской Вести, и пытаются всяческими способами препятствовать ему, например, взяли с площади некоторых негодных людей и пошли к дому Иасона. Видимо, это был представитель римской власти, потому что они пытаются настроить Иасона против апостолов через столкновение апостольской проповеди с почитанием кесаря, или цезаря. Мы с вами говорили, что «Цезарь» – это имя великого императора Юлия Гая Цезаря, которое на самом деле является прозвищем и означает «курчавый, кучерявый». В будущем этим прозвищем стали называть всех римских императоров: кесарем или цезарем. Вот так прозвище стало наименованием любого последующего римского императора.

В 7-м стихе написано, что возревновавшие иудеи пытаются столкнуть римскую власть и апостолов: все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. Но Иасон видит, что ничего страшного нет, дает удостоверение и отпускает их.

…отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Павел всегда начинает проповедь с синагоги, потому что там собраны иудеи – члены богоизбранного народа. Все-таки Павел, зная, что идет проповедовать язычникам, всегда пытается сделать так, чтобы его братья по плоти тоже пришли ко Христу. Скоро мы будем читать Послание апостола Павла к Римлянам и дойдем до очень интересных 9-й и 11-й глав, где он будет говорить о том, как переживает, что израильтяне не приняли Христа. В Послании к Римлянам Павел пишет, что готов пожертвовать собственным спасением, лишь бы только братья его по плоти пришли ко Христу. Поэтому он первым делом идет в синагогу, зная, что кто-то поверит, а какая-то часть (может быть, бо́льшая) не поверит и обязательно будет возбуждать народ и власть против него, что это чревато отверждением, побиением, может быть, даже смертью. Однако Павел все равно начинает с синагоги, как я сказал, с той позиции, что он все-таки хочет привести ко Христу своих братьев по плоти, и потому, что в синагоге собирались люди, которые уже имели некоторую базу знания Библии, Ветхого Завета, ведь когда Павел произносил проповедь, то, конечно, всегда апеллировал к ветхозаветной истории.

В конце концов, в Верии их приняли хорошо, но из Фессалоники пришли иудеи и стали возбуждать людей против него. Сегодняшний отрывок заканчивается тем, что Павла проводили до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились. То есть дальше Павел идет в Афины, знаменитый город, культурную столицу. Это уже была провинция Ахайя, столицей которой был город Коринф (о пребывании там Павла мы тоже будем говорить), но, несмотря на то, что Афины с административной точки зрения были не таким большим и мощным городом, они всегда будут восприниматься как город великой античной культуры, и в него отправляется Павел.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать