Читаем Апостол. 6 декабря. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских

6 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 6, ст. 10–17.

 

10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

12. потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

15. и обув ноги в готовность благовествовать мир;

16. а паче всего возьмите щитверы, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

17. и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

(Еф. 6, 10 – 17)

 

Такой интересный, красивый, поэтичный отрывок прочитали сегодня мы с вами, братья и сестры. Также он часто читается в память святых мучеников, потому что здесь есть идея некого противостояния, борьбы.

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. В любых сложных обстоятельствах и испытаниях христианин призван укрепляться Господом и могуществом силы Его. Поскольку человек немощен, ограничен, он не может сам выстоять перед лицом всех трудностей этой жизни. Это одна из главных мыслей христианства: сам себя человек не спасает, он спасается Господом, благодатью Духа Святого и могуществом силы Божией.

Далее апостол Павел использует красивый образ воина, который облачается в доспехи и выходит на битву. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Слово всеоружие взято из военного лексикона. Были ситуации, когда воину можно было облачиться не в полное воинское обмундирование, но если предполагалась серьезная битва с мощным противником, то надо было облечься во все необходимое: оружие, броню, шлем, меч. И все это будет перечислено апостолом Павлом, но прежде он говорит о том, что мы выступаем против козней дьявольских, что это брань духовная, а значит все сказанное – метафора.

Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Когда говорится о начальствах, властях, мироправителях, безусловно, имеются в виду не какие-то мировые земные власти. Хотя иногда через определенных правителей, как в той же Римской империи, может действовать враг рода человеческого, дьявол, здесь апостол Павел в первую очередь говорит о духовной иерархии. Если в ангельском мире есть духовная иерархия (о чем мы уже немного говорили), то и у духов злобы, бесов есть определенная градация, по крайней мере, здесь апостол Павел ее условно очерчивает: начальства, власти, мироправители тьмы века сего.

Если Бог – свет, то враг Божий, сатана, духи злобы, бесы ассоциируются с чем-то темным в нравственном смысле слова, противопоставленными Богу. Помните начало Евангелия от Иоанна Богослова: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Прекрасные слова о том, что Свет – Христос – приходит в мир, и христиане, его продолжатели, несут свет и тем самым сражаются с тьмой, с духами этой тьмы. Эта фраза из Евангелия от Иоанна имеет двойственный характер: с одной стороны, свет, всегда светящий, не может быть объят тьмой, он всегда будет победителем, но с другой стороны, тьма не была полностью пронизана и рассеяна светом: несмотря на яркое свечение этого света, она в той или иной степени остается.

Христиане продолжают дело Иисуса Христа, сражаясь с этими духами тьмы, духами злобы поднебесной. Тоже интересный момент. У нас в голове достаточно четко существует понимание, возможно, несколько стереотипное, что духи злобы, бесы, сатана, ад находятся где-то внизу, под землей. Некоторые даже исследуют этот вопрос, говорят, что если глубоко копать, где-то ближе к ядру земному можно обнаружить следы ада, адского пламени. Но даже в самой Библии были немного разные, даже противоположные понятия о том, где находится место обитания дьявола, злых духов и, соответственно, ада как места мучения самих бесов и грешников. Иногда считалось, что это где-то под землей, а иногда – что это находится в каких-то слоях неба. Мы знаем, что небо, условно говоря, делилось на несколько ступеней. Апостол Павел пишет в Послании к Коринфянам (и мы об этом говорили), что был вознесен до третьего неба. Иногда небо делили на три уровня, иногда на семь, и мы до сих пор говорим «на седьмом небе от счастья». Считается, что где-то на этих уровнях обитают духи злобы поднебесной и после смерти человек проходит там мытарства. «Князем воздушных мытарств» иногда называют дьявола.

В данном случае следует иметь в виду, что наше восприятие загробных реалий, уже не собственно земных, не грубо материальных, условно и ограничено. Стараться, как говорится, «поймать дьявола» где-то под землей или наоборот в небе, космосе, конечно, слегка наивно. Поэтому когда мы с вами читаем эти наименования духов злобы поднебесной, нужно помнить, что исходит это из того понимания реалий, которое существовало в ту или иную эпоху. Для нас важно не то, где они территориально располагаются, а тот факт, что мы находимся с ними в брани, войне. Мы, продолжая дело Иисуса Христа, не перестаем разгонять тьму и быть светом, нести Свет Христов согласно слову Самого Господа. Он говорил: «Тако да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего, Который на Небе». Нам с вами, братья и сестры, нужно стремиться к этому.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать