Читаем Апостол. 5 января. А язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда

5 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

 

Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 3, ст. 1–10.

 

1. Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,

2. ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

3. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

5. так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

6. И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

7. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,

8. а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

9. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

10. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

(Иак. 3, 1–10)

 

Очень интересный, содержательный отрывок, дорогие братья и сестры, предлагает нам сегодня Святая Церковь. Апостол Иаков, как всегда, конкретен в своих наставлениях, хотя тоже прибегает к очень интересным образам.

Весь сегодняшний отрывок, по большому счету, посвящен теме человеческого языка, тому, как много человек грешит своим языком, своим словом. Об этом много было сказано, написано, составлено немало поговорок. «Молчание – золото» – кто не знает этой поговорки! На самом деле, братья и сестры, мы с вами произносим очень много слов, особенно в наш современный век.

Очень много болтовни у нас внутри, в голове, поскольку к нам поступает огромное количество всяческой информации, подчас совершенно ненужной. Но деться некуда. Во-первых, каждый визуальный образ, каждый человек по отношению к другому человеку – это уже информация. Мы с вами ежедневно видим столько людей, пока, например, добираемся до какого-то места на одном общественном транспорте, на другом, идем пешком. Потом почитаем газету или книгу, услышим что-то по телевизору или в какой-то рекламе, в своих наушниках, если что-то слушаем. Таким образом за день мы получаем огромное количество информации, переосмысляем, перевариваем, что-то не успеваем переварить, что-то болтаем на эмоциях, в аффекте.

Наша цивилизация чрезвычайно насыщена информационно, но, по большому счету, за этой информацией ничего не стоит. Огромное количество рекламы в нашей жизни, и даже мы сами живем по принципам рекламы, то есть наша задача – показать какую-то картинку. Мы сами себя подчас позиционируем как некий внешний образ и ждем оценки. В рекламе обычно показывается какой-то товар и утверждается на 100%, что он самый лучший. Это рекламное, клиповое мышление, о котором много писалось даже современными писателями. Например, у знаменитого писателя Виктора Пелевина, которого многие читали в молодости, есть книга « Generation П» как раз о рекламном мышлении. Не только он, но и другие авторы, скажем, знаменитый Харуки Мураками посвящают этой теме свое внимание. Получается, что стоит только выключить всю эту болтовню, представить на секунду, что все люди перестают болтать, кажется, что все закончится, все сгинет. Почему? Потому что человек разучился находиться в тишине, ловить тишину, получать внутренний покой и наслаждение от пребывания в тишине. Вот к чему привела нас современная цивилизация.

А ведь посмотрите, братья и сестры, обуздание языка – одна из основ любой аскетической практики. У нас в христианстве это играет важнейшую роль. Подвижники, уходя в пустыню, монастырь, очень часто принимали обет молчания и вообще старались поменьше разговаривать. Было целое направление людей, которые называли себя исихастами (от греческого слова ησυχία [исихия], что значит «молчание»), то есть «молчальниками». И в Византии, и на Руси были последователи исихастов в той или иной степени. Можно вспомнить Оптинских старцев, по времени совсем недалеко от нас отстоящих, преподобного Серафима Саровского. Считается, что в той или иной степени они были последователями исихастов.

Как правильно сказал митрополит Антоний Сурожский, прежде чем говорить о Боге или вообще о чем бы то ни было (о своей внутренней реальности или реальности другого человека, каких-то явлениях, фактах), нужно «вмолчаться», вдуматься в эту реальность. Если вести разговор о Боге, особенно нужно сначала «вмолчаться» в Бога, прежде чем о Нем говорить. Это касается рассуждений не только о Боге, но и обо всех земных реалиях, которые нас окружают. Мы подчас, как говорит здесь апостол Иаков, приходим в церковь и славословим Бога своим языком (пребывая мыслями в другом месте), выходим и тут же начинаем сплетничать, клеветать, осуждать, копаться в грязном белье ближних, может быть, того человека, который стоял рядом на службе, или даже обсуждать церковнослужителей, священников. Язык мелет и мелет без устали, распространяя клевету, сплетни и все то, что еще не было осмыслено, не прошло через горнило испытаний, через определенное «сито». Нужно понять, стоит ли вообще принимать это в свою голову, а потом еще говорить это вслух.

Есть знаменитый рассказ, который иногда представляют как восточную притчу, иногда – как некую античную мудрость, и иногда – как христианскую притчу (хотя, скорее всего, происхождение ее более раннее). Называется она притча «О трех ситах». Человек, побывав на рынке, приходит к своему учителю и говорит:

– Учитель, я на рынке услышал историю и хочу тебе ее рассказать.

– Подожди, ты просеял ее через три сита?

– Какие три сита?

– То, что ты хочешь рассказать, интересно?

– Вроде бы, не так уж интересно.

– А пользу это нам принесет?

– Вряд ли это принесет пользу.

– А ты уверен, что то, что ты расскажешь, правда?

– Сомневаюсь, что это правда.

– Тогда и не надо нам этого слышать.

Братья и сестры, действительно, нам важно помнить про эти три сита. Мы услышали что-то и бежим распространять эту информацию, особенно если это какая-то сенсация, не задавая себе эти три вопроса. А правда ли это? А есть ли в этом какой-то интерес? Есть ли какая-то польза, в конце концов?

Правда только у Бога, только Господь может увидеть ситуацию правильно, а мы, люди, всегда видим все под своим углом, субъективно. Только человеку, который близок к Богу, Дух Святой может дать возможность увидеть ситуацию такой, какая она есть. Но мы, грешные, страстные люди, конечно, видим все предвзято, субъективно. Ни один человек, передающий информацию другому, в этом смысле не говорит правду, потому что не знает всех нюансов, не знает ситуацию в целом. Будем, как советует нам апостол Иаков, обуздывать свой язык, потому что огромное количество бед бывает от него в нашей жизни.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать