Читаем Апостол. 5 октября. Всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою

5 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Филиппийцам. Глава 1, ст. 1–7

 

1. Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:

2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3. Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,

4. всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,

5. за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,

6. будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,

7. как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.

(Флп. 1, 1-7)

 

Это самое начало Послания к Филиппийцам, небольшого, но прекрасного послания, которое апостол Павел пишет, находясь в узах (как и Послание к Ефесянам). И несмотря на это, он много говорит о радости. Наверное, ни в одном другом послании мы не найдем столько упоминаний слова «радость». Даже в самом факте заключения в узы, которое, скорее всего, происходило в Риме, апостол видит некие плюсы и перспективы для проповеди слова Божиего. Видно, как по-отечески он любит и наставляет членов Филиппийской Церкви. Если мы вспомним Послания к Коринфянам, Галатам, в них есть довольно грозные обличения, там апостол Павел довольно темпераментно и строго произносит определенные суждения и оценки происходящему в Коринфской и Галатийской Церквах. Здесь же он, как нигде, выражает в определенных словах и фразах свою глубокую любовь к филиппийцам.

Начинается послание традиционно; как мы помним, у античного послания существует свой формуляр, шаблон. Все начинается с так называемого прескрипта: кто кому пишет, а затем традиционно идет благодарение: в языческом мире это было восхваление языческих богов, а у апостола Павла это всегда благодарение Бога, как правило, за адресата.

Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа . Эти два первых стиха - прескрипт: кто кому и благопожелание. Напомним также, что религиозный смысл слова «раб» совсем не тот, что социальный. Например, в Послании к Галатам апостол Павел пишет, что Бог освободил человека через Иисуса Христа и в Нем человек уже не раб, но сын и наследник. Здесь апостол Павел использовал именно социальный контекст, реалии, в которых тогда жили люди, для того чтобы описать, что произошло с пришествием Иисуса Христа. Но когда апостол употребляет слово «раб» в библейском смысле этого слова, то имеет в виду совершенно иное, и здесь нет противоречия. Павел, как христианин, свободен во Христе Иисусе, как никакой иной человек, не имеющий причастности ко Христу. Но с другой стороны, он все равно раб Божий, потому что в религиозном смысле раб - это почетно как служитель, исполняющий некую миссию. В Ветхом Завете рабами Бога назывались и цари, и первосвященники, и пророки, поэтому здесь нет никакого противоречия, надо просто правильно понимать слова в определенном контексте.

Адресат послания - Церковь в Филиппах вместе с наставниками, теми, кто руководит Церковью. Хотя упомянуты только епископы и диаконы, известно, что на данном этапе развития Церкви существует три степени священства: епископ, пресвитер и диакон. В ранней Церкви еще не было строгого разделения между обязанностями людей, носивших титул епископа, и теми, кто носил титул пресвитера. Мы помним, что слово епископ переводится как надзирающий , тот, кто следит, а пресвитер как старейшина . Один и тот же человек мог быть одновременно старейшиной (его выбирали как самого старшего) и выполнять функцию надзирателя, то есть епископа. Принципиальная разница между ними стала проявляться позже, и сейчас уже сформировались три степени священства: епископ, пресвитер и диакон. Диаконы были учреждены еще самими апостолами (что описано в книге Деяний) как те, кто служат при столах. Дословно слово «диакон» может переводиться с греческого языка даже как официант , то есть тот, кто служит при столе. В Иерусалимскую Церковь стекались приношения, и диаконы должны были распределять их среди нуждающихся и вдов.

С 3-го стиха апостол Павел благодарит Бога о филиппийцах. Сколько любви, умиления и трепета в его словах. Если в Послании к Галатам он выражает недоумение, что те так быстро отступили от благовествования, сердится и даже ругает их, то здесь он воссылает всяческое благодарение: всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою . В следующих беседах мы поговорим о том, как апостол Павел выражает эту радость, как наставляет филиппийцев.

Напоминаю, дорогие братья и сестры, о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем великая отрада, и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь.

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать