Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание к Филиппийцам. Глава 1, ст. 1–7
1. Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3. Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4. всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5. за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6. будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7. как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
(Флп. 1, 1-7)
Это самое начало Послания к Филиппийцам, небольшого, но прекрасного послания, которое апостол Павел пишет, находясь в узах (как и Послание к Ефесянам). И несмотря на это, он много говорит о радости. Наверное, ни в одном другом послании мы не найдем столько упоминаний слова «радость». Даже в самом факте заключения в узы, которое, скорее всего, происходило в Риме, апостол видит некие плюсы и перспективы для проповеди слова Божиего. Видно, как по-отечески он любит и наставляет членов Филиппийской Церкви. Если мы вспомним Послания к Коринфянам, Галатам, в них есть довольно грозные обличения, там апостол Павел довольно темпераментно и строго произносит определенные суждения и оценки происходящему в Коринфской и Галатийской Церквах. Здесь же он, как нигде, выражает в определенных словах и фразах свою глубокую любовь к филиппийцам.
Начинается послание традиционно; как мы помним, у античного послания существует свой формуляр, шаблон. Все начинается с так называемого прескрипта: кто кому пишет, а затем традиционно идет благодарение: в языческом мире это было восхваление языческих богов, а у апостола Павла это всегда благодарение Бога, как правило, за адресата.
Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа . Эти два первых стиха - прескрипт: кто кому и благопожелание. Напомним также, что религиозный смысл слова «раб» совсем не тот, что социальный. Например, в Послании к Галатам апостол Павел пишет, что Бог освободил человека через Иисуса Христа и в Нем человек уже не раб, но сын и наследник. Здесь апостол Павел использовал именно социальный контекст, реалии, в которых тогда жили люди, для того чтобы описать, что произошло с пришествием Иисуса Христа. Но когда апостол употребляет слово «раб» в библейском смысле этого слова, то имеет в виду совершенно иное, и здесь нет противоречия. Павел, как христианин, свободен во Христе Иисусе, как никакой иной человек, не имеющий причастности ко Христу. Но с другой стороны, он все равно раб Божий, потому что в религиозном смысле раб - это почетно как служитель, исполняющий некую миссию. В Ветхом Завете рабами Бога назывались и цари, и первосвященники, и пророки, поэтому здесь нет никакого противоречия, надо просто правильно понимать слова в определенном контексте.
Адресат послания - Церковь в Филиппах вместе с наставниками, теми, кто руководит Церковью. Хотя упомянуты только епископы и диаконы, известно, что на данном этапе развития Церкви существует три степени священства: епископ, пресвитер и диакон. В ранней Церкви еще не было строгого разделения между обязанностями людей, носивших титул епископа, и теми, кто носил титул пресвитера. Мы помним, что слово епископ переводится как надзирающий , тот, кто следит, а пресвитер как старейшина . Один и тот же человек мог быть одновременно старейшиной (его выбирали как самого старшего) и выполнять функцию надзирателя, то есть епископа. Принципиальная разница между ними стала проявляться позже, и сейчас уже сформировались три степени священства: епископ, пресвитер и диакон. Диаконы были учреждены еще самими апостолами (что описано в книге Деяний) как те, кто служат при столах. Дословно слово «диакон» может переводиться с греческого языка даже как официант , то есть тот, кто служит при столе. В Иерусалимскую Церковь стекались приношения, и диаконы должны были распределять их среди нуждающихся и вдов.
С 3-го стиха апостол Павел благодарит Бога о филиппийцах. Сколько любви, умиления и трепета в его словах. Если в Послании к Галатам он выражает недоумение, что те так быстро отступили от благовествования, сердится и даже ругает их, то здесь он воссылает всяческое благодарение: всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою . В следующих беседах мы поговорим о том, как апостол Павел выражает эту радость, как наставляет филиппийцев.
Напоминаю, дорогие братья и сестры, о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем великая отрада, и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь.
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!