Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 2, ст. 38–43.
38. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
(Деян. 2, 38 – 43)
Братья и сестры, в прошлый раз мы дочитали очень интересную, вдохновенную Святым Духом первую проповедь апостола Петра. Сегодня мы видим, к чему привела эта проповедь: люди, услышав сказанное Петром, обратились к нему. Об этом сказано в 37-м стихе, который у нас выпал (в прошлый раз мы закончили 36-м стихом, в этот раз начали 38-м).
37. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
Здесь мы видим призыв апостола Петра – такой же, каким был призыв Иоанна Крестителя, а потом и Господа Иисуса Христа: «Покайтесь». Мы помним, что слово покаяние, по-гречески μετάνοια [метанойя], означает «обращение, изменение ума, образа мысли, образа жизни». Петр к этому и призывает: «Вы, иудеи, распяли Христа Мессию, но сейчас покайтесь, поменяйте свои мысли относительно того, что произошло». Действительно, ортодоксальные иудеи не видели и до сих пор не видят ничего страшного в том, что Христа распяли; они считают, что распяли обманщика, который развращал народ. Помните, в Евангелии есть момент, когда иудеи объявляют о Господе: «Этот развращает народ», поэтому им важно было Его устранить, даже физически, как и случилось. Когда Петр произносит свою речь и говорит, что Тот, Кого они распяли, и есть Мессия, он предлагает иудеям: Поменяйте свой взгляд на то, что произошло, и тогда смерть Христа будет вам не в осуждение, а в спасение, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов.
В современной практике, которая во многом основывается на концовке Евангелия от Матфея, крещение происходит во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Конечно, в раннехристианские времена не было единой формулы, поэтому чаще (если мы посмотрим книгу Деяний или послания апостола Павла) было крещение во Христа. Помните, в посланиях к Римлянам и к Галатам сказано, что они «крестились во Христа, во Христа облеклись». Само крещение – это погружение в воду, желательно полное, что не всегда возможно в нашей практике даже с детьми, тем более со взрослыми. Но в некоторых больших храмах сооружаются купальни, так называемые баптистерии, где крещение возможно произвести полноценно. Иногда это происходит где-то в водоемах. Греческое слово βαφτίζω [вафти́зо] дословно означает «погружать».
Сама форма этого таинства придумана не христианами. Когда какой-то господин покупал себе нового раба у другого господина, он его раздевал, погружал в воду, омывал, давал ему новую одежду и новое имя. По форме это то же самое, что происходит у нас в таинстве Крещения, но по содержанию, конечно, мы крестимся во имя не какого-то земного господина, а во имя нашего Господа Небесного Иисуса Христа и, соответственно, принимаем имя христианина. Здесь говорится как раз об этом: креститься во имя Иисуса Христа – значит стать принадлежащим Иисусу Христу, чтобы Он стал Господином нашей жизни.
39. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
Здесь Петр напоминает, что обетования изначально касались избранного иудейского народа, а потом уже ближних и дальних. Апостол Лука был спутником апостола Павла, и его богословие и мировосприятие во многом отражают мировосприятие самого Павла. Если мы возьмем Евангелие от Луки, то увидим, как в нем расширяются горизонты пространства для проповеди. Скажем, Евангелие от Матфея больше говорит о проповеди среди иудеев, Евангелие от Марка – вообще самое короткое и простое по содержанию (однако, согласно некоторым представлениям библеистов, оно стало основой для Евангелий от Матфея и от Луки). А Евангелие от Луки содержит посыл к выходу на проповедь христианства среди всех остальных народов. Если в Евангелии от Матфея Господь посылает на проповедь двенадцать учеников, как символ проповеди двенадцати коленам Израильским, то в Евангелии от Луки Он посылает на проповедь семьдесят учеников, и это тоже символическое число: тогда считалось, что именно столько народов существовало в мире. Конечно, главным инициатором, первопроходцем, «локомотивом» этой тенденции выхода христианства из узкого иудейского круга был апостол Павел. Именно он решился пойти с активной, массовой проповедью христианства в языческий мир, а апостол Лука его в этом поддерживает, в том числе отражает это в своих книгах: Евангелии и книге Деяний.
41. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
Уже самая ранняя христианская практика содержала учение апостолов, которые передавали слова Господа, ведь тогда еще не было написанных Евангелий, оформленных, как сейчас, в один канон. Также они находились в общении и преломлении хлеба, ведь Сам Господь завещал есть от Единого Хлеба и пить от Единой Чаши. Евхаристия – самая древняя, укорененная еще в самых ранних временах существования Церкви духовная практика христиан, и она остается до сего дня.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!