Читаем Апостол. 5 июля. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю

5 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 7, ст. 14–25; глава 8, ст. 1–2.

 

14. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.

15. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.

16. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,

17. а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

18. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.

19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

20. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

21. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.

22. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;

23. но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

24. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?

25. Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.

1. Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,

2. потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

(Рим. 7, 14 – 8, 2)

 

Итак, дорогие братья и сестры, с апостолом Павлом мы продолжаем размышлять над глубочайшими темами, связанными с нашим спасением, о том, как людям прийти к этому спасению. Господь открыл нам врата спасения: совершил искупительный подвиг, дал нам оправдание, но апостол Павел пытается каждого из нас подвести к мысли о нашей греховности, нашем бедственном положении. Он начал делать это с первых глав Послания и здесь приближается в своей антропологической глубине к самым крайним точкам, к самым глубинам человеческого бытия, человеческого «раздрая», человеческой шизофрении. Слово «шизофрения» и переводится с греческого как раздвоенность, «раздрай» сознания, отсюда и болезнь, о которой мы все знаем.

Продолжая рассуждение, Павел в 14-м стихе 7-й главы говорит: Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Он сразу дает тезис относительно того, что закон духовен, выражает волю Божию, закон – это хороший, Богом данный фактор. Речь идет, конечно, о законе, который Бог дал Моисею. Если мы будем расширять это понятие, то любой здравый закон, установленный благой волей человека, сообразующейся со здравым смыслом и пользой, конечно, тоже благ, праведен и добр. Другое дело, что мы, конечно, понимаем, что закон не всегда бывает написан людьми с чистым сердцем и доброй волей, со здравым смыслом разработан и дан для соблюдения людям. Но это уже другой момент – человеческий фактор, человеческая немощь. Если же говорить о законе в его идеальном проявлении, то через него выражается воля Божия (если как минимум говорить о законе Моисеевом, который был дан непосредственно Богом).

Проблема в том, говорит апостол Павел, что закон добр и духовен, но я продан под грех, я плотской, греховный, поэтому при столкновении с законом и возникает проблема. И далее объясняет, в чем состоит эта проблема, в чем смысл этой шизофрении, раздвоенности, «раздрая» человеческой жизни:

15. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.

Наверное, все мы, дорогие братья и сестры, испытывали это, когда по знаменитой поговорке действительно хотели как лучше, а получалось как всегда. Все мы по большому счету хотим добра: хотим счастья, веселья, любви, хотим жить и пребывать. Ведь нет ни одного человека, который бы, находясь в здравом уме, осознанно сказал, что хочет творить зло, приносить другим людям несчастье. Нет, всякий человек стремится к счастью, но по-своему, и вот этот путь к его достижению может в конце концов порождать грех: это неправильно понимаемое счастье и неправильно понимаемый путь к нему. Об этом здесь и говорится, вроде бы я и хочу благого, а не получается: не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. То есть подчас получается, что грех вводит нас в такую ловушку, что мы делаем то, что нужно греху, а не то, что нужно нам. Здесь грех выступает даже как некое персонифицированное существо, имеющее собственную волю. Конечно, это метафора, но для апостола Павла грех – это действительно чрезвычайно сильный аспект человеческой жизни, который постоянно тянет человека в сторону того, чтобы не исполнять волю Божию.

16. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, то есть я понимаю, что то, чего бы я хотел на самом деле, – благо и является волей Божией, но делаю то, чего не хочу, и скорблю, соглашаясь тем самым, что воля Божия благая и добрая.

17. а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. То есть грех чуть ли не живое существо, которое живет во мне как некто инородный (бес, как бы мы сказали), паразитирует и делает то, чего мы не хотим.

18. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.

19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

20. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

Апостол говорит, что внутренний человек как раз хочет добра, блага, понимая, что закон Божий и воля Божия принесут мне благо. Но тем не менее живущий во мне грех заставляет меня вести себя иначе.

21. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. То есть хочу сделать доброе, а все равно получается злое.

22. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;

23. но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

24. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?

Вот кульминация – апостол Павел говорит, что это действительно «раздрай»: хочешь одного, а делаешь другое, и действительно закон не помогает, не спасает, закон провоцирует грех, обличает его, наказывает за грех. Потом все начинается заново: получил наказание, хочу исправиться и все равно делаю плохо. Постоянно нахожусь в этом замкнутом круге: грех – закон, грех – закон, хочу одно – получается другое. Бедный я человек! кто меня от этого избавит?

25. Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Этот стих можно прочитать немного иначе: не благодарю Бога моего, а как ответ на вопрос апостола Павла: Благодать Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. То есть:

– Кто избавит человека от этой ситуации?

Благодать Бога – благой дар Бога через Иисуса Христа Бога нашего.

Только соединение и жизнь с Иисусом Христом, принятие благодати Божьей, которая дарована нам через Иисуса Христа, только это совершенно иное состояние может вывести нас из абсолютно трагической ситуации шизофрении. Об этом мы с вами продолжим читать в следующий раз.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать