Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 2, ст. 1–13.
1. Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, —
4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5. Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6. А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7. Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.
9. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
(Иак. 2, 1 – 13)
Этот очень хороший отрывок, дорогие братья и сестры, был уже прочитан нами, как и предыдущие отрывки из соборного послания апостола Иакова. Наставления апостола Иакова интересны, конкретны, правильны и актуальны по сей день, поэтому мы с вами обратим внимание на те аспекты, которые, может быть, остались без рассмотрения в прошлый раз.
Начинается 2-я глава с рассуждений о том, что не должно быть лицеприятия. Напомню, что это слово означает предвзятость; лице-приятие – взирание на лица. Мы часто немного неправильно употребляем это слово. Мы говорим: «Он нелицеприятно обо мне отозвался, сказал что-то нелицеприятное», то есть подразумеваем под словом нелицеприятное что-то неприятное. Все-таки точный смысл этого слова в нейтральном, безоценочном, непредвзятом суждении. Здесь речь идет о том, что нельзя людей разделять, ставить какую-то оценку, возвышать одного над другим по принципу материальных благ, богатства и бедности.
Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Апостол Иаков имеет в виду, что ни в коем случае нельзя относиться к людям, приходящим в собрание, в общину (или, как можно сказать в наши дни, в церковь, храм) по-разному. В храм ходят разные люди: работающие, пенсионеры, студенты, молодежь (к сожалению, молодежи не так много, как хотелось бы, но все-таки). Ходят люди иногда состоятельные, которые помогают в строительстве, ремонте, содержании храма или которые могут стать, как это у нас называется, благодетелями, спонсорами. Кстати, спонсор – латинское слово, обозначающее человека, который помогает, благодетельствует в каком-то начинании, в частности помогает храму.
Мы, священнослужители, наверное, не всегда можем оставаться в стороне в силу каких-то причин, скажем, когда идет строительство, восстановление, ремонт или еще что-то. Иногда по нашей немощи человеческой хочется привлечь к этому делу большее количество людей состоятельных, способных максимально эффективно помочь в этом деле. Конечно, в первую очередь мы, священники, должны слышать этот призыв апостола Иакова. Например, человек пришел на исповедь поговорить, решить какую-то проблему – нужно выслушать обязательно всех и одинаково отнестись к каждому, кто пришел к нам за помощью. Всякий человек – это образ и подобие Божие, и перед лицом Бога нет абсолютно никакой разницы. Может быть, что-то медленнее будет получаться, если мы не приобретем какого-то благодетеля, зато мы не упустим душу человека, который в конкретный момент к нам пришел с какой-то конкретной просьбой. Очень важно помнить эти слова апостола Иакова всем нам, в том числе не священникам, потому что и среди прихожан, мирян бывает разное отношение к людям, исходя из разных факторов. Никогда не надо практиковать это лицеприятие. Иногда это бывает непросто, но будем помнить слова апостола Иакова, который будет нас всегда к этому сподвигать.
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. Здесь апостол Иаков переходит к рассуждению об отношении человека к закону. Мы сейчас с вами столкнемся с темой, похожей на ту, которую практически постоянно развивает в своих посланиях святой апостол Павел, говоря о соотношении веры и закона, благодати и дел. Апостол Иаков говорит о том, что перед лицом закона ни один человек не может устоять. Как мы помним, эта мысль встречается и у апостола Павла. Нет праведного ни одного. Согрешил хотя бы в чем-то одном – виновен уже перед всем законом. Получается, что все одинаково согрешили, о чем апостол Павел писал в Послании к Римлянам: «Все согрешили и лишены славы Божией». Действительно, законом никто не спасается; невозможно спастись через закон, потому что для этого нужно исполнить все написанное в законе от «А» до «Я», а если хотя бы что-то не смог соблюсти, значит будешь погибшим, проигравшим, побежденным перед лицом закона.
13-й стих заслуживает особого внимания: суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. Если, дорогие братья и сестры, каждый из нас в той или иной степени согрешает перед лицом закона, имеет свою немощь, свои недостатки, то мы призваны относиться к каждому человеку с милостью, взирая милосердно на его недостатки. Милость превозносится над судом, а кто не оказывает милости, тому суд без милости. Я уже как-то говорил, что речь идет не о юридическом отношении Бога к этой ситуации. Бог хочет, чтобы мы изменились, смирились, почувствовали, как, оказывается, было непросто тому, кого мы осуждали, поэтому Он часто ставит человека в ситуацию, похожую на ту, в которой был осужденный им человек. Отсюда знаменитая поговорка: в чем осудишь, в том и побудешь. Бог промыслительно устраивает так, чтобы мы сами ощутили себя в положении того человека, которого осуждали, именно ради того, чтобы мы осознали, переосмыслили свое отношение к той ситуации. Поэтому, братья и сестры, будем стараться покрывать милостью и любовью какие-то немощи и недостатки тех людей, которые нас окружают.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!