Читаем Апостол. 5 декабря. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание

5 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 5, ст. 22–6, ст. 2.

 

5:22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

5:23. кротость, воздержание. На таковых нет закона.

5:24. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

5:25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

5:26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

6:1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

6:2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

(Гал. 5, 22 – 6, 2)

 

Этот отрывок, дорогие братья и сестры, хорошо знаком всем, кто достаточно регулярно посещает богослужения, потому что именно он читается на память преподобных. Преподобными мы называем святых, например: преподобный Сергий, преподобный Серафим Саровский. Этот отрывок также читается в день памяти святого князя Александра Невского, святых благоверных князей Петра и Февронии, поскольку все они закончили жизнь уже в монашестве, даже с другими именами, их можно почитать как преподобных.

Практически всегда читается данный отрывок в память преподобных, и это закономерно, потому что они явили собой именно путь развития духовной жизни. Как правило, это аскеты, подвижники, молитвенники. Все остальные святые ничем не хуже и не лучше: мученики, святители, благоверные князья, но чаще всего человек, который ищет духовной жизни, духовного восхождения, равняется на преподобных. Это были люди, которые часто пребывали в молчании, в молитве, в каких-то трудах, то есть это были действительно, как говорят, бескровные мученики, борцы со своими страстями, со своим ветхим эгоистичным человеком.

В Послании к Галатам, которое мы в основном прочитали (поскольку сегодня суббота, то Церковь напоминает нам некоторые мысли этого замечательного Послания), до сегодняшнего отрывка апостол Павел говорит о том, каковы есть дела плоти, греховного «ветхого» человека. С 22-го стиха Павел говорит о плодах Духа в жизни «нового» человека, обновленного в Духе Святом.

Сразу надо отметить, что, как мы уже говорили, во многих посланиях есть неточность перевода: часто слово дух пишется с маленькой буквы, а в подавляющем числе случаев надо бы писать с большой, потому что имеется в виду Дух Святой. В церковнославянском языке вообще нет такого понятия, как заглавная буквы для каких-то особых слов, скажем, Бог, Дух, Богородица (для этого используются особые слова под титлом, но это отдельная тема). Получается, что русский перевод иногда оставляет с маленькой буквы те слова, которые с точки зрения современного русского языка должны писаться с большой буквы как слова, связанные с Божественной, сакральной темой. Поскольку имеется в виду Дух Святой, то в начале 22-го стиха Плод же духа слово дух должно быть с большой буквы, как имеющее отношение к Духу Святому. Так же и в 25-м стихе: Если мы живем духом (Духом Святым), то по духу (Духу Святому) и поступать должны.

Какие же плоды Духа перечисляет апостол Павел? Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Мы видим традиционно христианские добродетели и качества, первые из которых любовь, радость и мир. Возможно, у апостола Павла не было специального умысла писать эти добродетели именно в таком порядке. На мой взгляд, любовь, радость и мир – действительно фундамент христианского бытия и отношения к жизни. Христианин – это тот, кто в первую очередь всегда любит, поскольку Бог есть Любовь, и это главное послание христианства. Христианин всегда сохраняет радость в Духе Святом, радость о Господе, несмотря на любые испытания, выпадающие на его долю; он никогда не ропщет, всегда благодарит, поэтому всегда пребывает в радости. Также христианина отличает внутренний мир, внутренний покой, который не колеблется никакими внешними факторами.

На таковых нет закона. Эту мысль апостол Павел тоже постоянно проводит, в особенности в наиболее ранних традиционных посланиях: к Галатам, к Римлянам, к Коринфянам. Христианином невозможно стать по приказу, невозможно и собственными силами заставить себя возгреть в своем сердце эти плоды Духа. Я уже обращал внимание на это, напомню и еще раз: когда речь идет о плоти, то есть о грехе, или даже о каких-то делах закона, но совершаемых еще в ветхом состоянии, тогда апостол Павел употребляет слова дела плоти, дела закона. То есть человек – субъект деятельности, человек сам делает что-то, плохо или хорошо, но участвует его «Я», его эго. Когда речь идет о действии благодати Святого Духа, то апостол Павел не говорит «дела Духа», он говорит плоды Духа. То есть человек является уже не собственно субъектом, а почвой, на которой вырастают плоды. Выращивает эти плоды не сам человек, а Сам Дух Святой. Поэтому человек по собственному желанию не может встать утром и сказать себе: «Я сегодня решил стать христианином, поэтому буду всех любить» или «буду всегда радоваться», «буду сохранять мир» и так далее.

Христианство – это вера, это отношения с Богом. В нем никакого законничества; христианство – это путь, который следует пройти со своими падениями, своими ошибками, своими заблуждениями. Научиться моментально, возгреть в себе плоды Духа как по закону или приказу – невозможно. Нужно постоянно следить за «почвой» и стараться наибольшим образом открыться действию благодати Святого Духа. Поэтому, перечисляя эти плоды Духа, апостол Павел говорит: на все эти плоды нет закона, закон не может ни заставить человека вести себя таким образом, ни запретить. Действие Святого Духа ставит человека как бы над законом, ведь говорится, что Христос избавляет человека от греха, смерти и бремени закона. В отношениях с Богом через действие Духа Святого у человека наступает совсем другая стадия, другое отношение, другой уровень, другой горизонт. Человек уже не просто раб Божий, как говорит апостол Павел, но через Христа Иисуса он ребенок, чадо Божие, следовательно, это отношения совсем иного уровня. В отношениях между отцом и сыном в большей степени всегда действует любовь, сострадание, забота, а в отношениях господина и раба действует закон, система наказаний, поощрений, и любовь совсем не обязательна. Это важнейшая мысль, которая есть в этом отрывке, как и во всем богословии спасения апостола Павла.

Об этом небольшом отрывке можно говорить много, но обратим внимание на последний стих: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Относитесь друг ко другу со снисхождением, не пытайтесь «задавить» своего ближнего каким-то осуждением, обличением, излишним бременем закона. Носите бремена друг друга, то есть будьте человеколюбивы, поддерживайте друг друга, и в этом вы найдете способ как исполнить закон Христов. Слово закон, как говорят многие толкователи, в некотором смысле находится в кавычках, потому что, повторю, нельзя стать христианином через дела закона. Об этом говорит все богословие апостола Павла. Поэтому здесь закон Христов – это принцип, который дал нам Спаситель – любите друг друга. В чем эта любовь заключается? Принимайте друг друга в вашем отличии друг от друга. Если человек от тебя отличается, может быть, он даже греховный (а может быть, тебе кажется, что он такой, а на самом деле он ближе к истине, ближе к Богу), ты его прими, не обличай, не дави, не уничтожай, понеси его бремя. Тем самым ты будешь выполнять тот единственный и главный принцип, который оставил нам Христос, заповедь да любите друг друга так, как Он нас возлюбил.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать