Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 7, ст. 35–40; глава 8, ст. 1–7.
7:35. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
7:36. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.
7:37. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
7:38. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
7:39. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
7:40. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
8:1. О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
8:2. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
8:3. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
8:4. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
8:5. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, —
8:6. но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
8:7. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
(1 Кор. 7, 35 – 8, 7)
Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем читать интереснейшее послание апостола Павла – Первое Послание к Коринфянам, где мы с вами сталкиваемся с огромным количеством проблем внутри церковной жизни. Послание очень интересно именно тем, что мы с вами можем смотреть на эти проблемы, находить параллели с нашими современными проблемами и получать наставления от апостола Павла.
7-я глава заканчивается, и здесь апостол Павел заканчивает тему, связанную с взаимоотношениями мужчины и женщины в браке и до брака; как поступать вдовицам, в смешанных браках, а также дает основания для девства, пребывания в одиночестве. Конечно, он пишет, что это лишь его наставление, пожелание, потому что так было бы проще в ситуации, связанной с приближающимися гонениями. При этом он говорит о том, что если кто-то в браке, то нужно сохранять брак и уважать друг друга, в том числе исполняя свой супружеский долг на всех уровнях.
Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Слово, переведенное как узы точнее и ярче можно было бы перевести словом «аркан». Апостол Павел никого не арканит (мы об этом в прошлый раз говорили), не пытается затянуть куда-то, подавить волю своих читателей, а просто предлагает для их же пользы, как здесь написано, чтобы служили Господу без развлечения. Немного странный перевод без развлечения, правильнее, точнее и понятнее было бы перевести «без отвлечения», то есть не отвлекаясь, чтобы каждый из вас мог, идя по своему пути, максимально служить Господу, быть с Господом. Если ты безбрачен, и у тебя такое призвание, то ты, конечно, можешь посвятить Господу больше времени. Но если ты решил стать безбрачным, а у тебя нет этого призвания, то тогда ты будешь, как здесь написано, разжигаться, похоть будет тебя постепенно подтачивать, и, по большому счету, ты не сможешь быть с Богом, отдавать максимум своих сил для служения Богу. Поэтому в таком случае, наверное, было бы лучше, если бы ты был в браке, если бы все шло своим чередом, вошло бы в свое русло, был бы удовлетворен половой инстинкт. Тогда пребывая в таком успокоении, стабильности, ты бы мог действительно посвятить время Богу, потому что хоть бы ты был не безбрачный, по крайней мере, похоть твоя бы не пребывала в таком разгуле и так сильно бы не вредила тебе. Вот такой смысл совета апостола Павла.
36. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.
37. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
38. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
Здесь речь идет об отцах, которые выдают замуж своих дочерей. Хотя современные комментаторы и переводчики считают, что здесь можно подразумевать как отца, так и жениха, в зависимости от того, как переводить некоторые греческие слова. Смысл в общем один и тот же. Если отец, который выдает дочь замуж, считает, что ее надо выдать, что в определенном возрасте уже нехорошо быть одинокой, то пускай выдает, не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Если у кого-то есть твердая воля, возможность обеспечивать свою незамужнюю дочь и твердо сформировалось мнение на эту тему, то пусть тогда не выдает, тот хорошо поступает.
Заканчивается 7-я глава рассуждениями о том, что если муж умирает, то вдова, по идее, свободна выйти за мужчину, опять же если она не готова жить одна. Но лучше быть в Господе, чтобы еще раз не повторить проблему смешанного брака. Если, конечно, до этого она была замужем за христианином, то у нее этой проблемы и не было, но тогда и не нужно ее, что называется, наживать, а если до этого была проблема, что муж был язычником, то, вступая в новый брак, лучше от этой проблемы уйти. Но она блаженнее, если останется так (то есть одна), по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.
8-я глава посвящена тоже очень серьезной проблеме: идоложертвенные яства.
8:1. О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
8:2. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
8:3. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
Апостол Павел сначала вводит тему, о которой хочет говорить: идоложертвенные яства. Мы говорили об этой проблеме, читая некоторые отрывки из Послания к Коринфянам и читая Послание к Римлянам, поэтому многие из вас, конечно, помнят об этой проблеме. Речь идет о том, что многие христиане, вышедшие из язычников (в том же Коринфе это было очень актуально), стояли перед дилеммой: нужно ли прерывать свое общение с некоторыми друзьями из-за того, что во время трапез вкушается мясо, а оно, как правило, все было идоложертвенное. Найти и купить мясо, которое было убито без приношения идолу, было практически невозможно. Всякое убитое животное посвящалось тому или иному богу, скажем, богине Артемиде, которая считалась покровительницей и царицей всего того, что происходит в лесу, поэтому нельзя было просто убить и не взять ее благословение, не поделиться с ней, не принести жертву. В связи с этим действительно существовала проблема: можно или нельзя? Если можно, то проблема общения не стояла, но если нужно избегать всего этого, то тогда как же правильнее поступить? Апостол Павел говорит: мы все имеем знание, он себя причисляет к тем, кто считает, что нет ничего страшного в том, чтобы есть идоложертвенное, но он говорит коринфянам о том, что просто «голое» знание больше надмевает. Помните, слово «надмевать» в точном переводе означает то же самое, что «дуть, вдувать», то есть звучит некая ирония: знание надувает вас, как пузыри. А любовь назидает, правильнее было бы перевести «созидает». Созидательна, в первую очередь любовь, а знание должно быть подчинено этому основному принципу.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!