Читаем Апостол. 4 января. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству

4 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 5, ст. 11–6, ст. 8.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы с вами продолжаем размышлять над ежедневными апостольскими отрывками вместе с Церковью. И сегодня в среду, 4 января, мы с вами прочитаем отрывок из послания апостола Павла к Евреям: с одиннадцатого стиха пятой главы по восьмой стих шестой. Вот как звучит этот отрывок на русском языке в синодальном переводе:

11. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.

12. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

13. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;

14. твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

(Послание к Евреям 5:11-14)

1. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,

2. учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

3. И это сделаем, если Бог позволит.

4. Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,

5. и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,

6. и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

7. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;

8. а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.

(Послание к Евреям 6:1-8)

Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем знакомиться с посланием к Евреям. Я напомню, что в довольно большой степени это послание построено на системе прообразов. Что это за система? Апостол Павел говорит нам о том, что происходило в Ветхом Завете: то вспоминает, как евреи творили исход из Египта в Землю обетованную (не так давно мы с вами об этом читали), то сравнивает иудейских священников со Христом, ветхозаветную Скинию с нерукотворенным храмом Нового Завета.… Всё это мы можем найти в послании к Евреям.  
Здесь мы тоже это видим, хотя этот конкретный отрывок больше назидательный. Дело в том, что когда автор послания проводит параллели, говорит о том, что – это прообраз, а это образ, то потом он очень часто делает некий нравственный вывод. Как тогда, когда он говорил о том, что все должны были войти в Землю обетованную. В итоге Бог так построил Свой замысел, что родители с рабским мировоззрением должны были умереть в пустыне, а до конца дошло уже новое поколение – с мировосприятием свободных людей.
Апостол Павел говорит – мы не должны повторить этой ошибки, не должны остаться рабами. Мы должны стать свободными сынами Божиими и тогда найдём Землю обетованную. Вот оно – назидание, нравственный вывод из прообраза, который нам предлагается.
Здесь же мы видим ещё больше наставлений, которые появляются между прообразовательными описаниями. Сегодня мы начали с пятой главы, одиннадцатого стиха:

11. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.

Этот стих подводит итог прообразу, который был дан в начале пятой главы – что Иисус Христос – первосвященник по чину Мелхиседека (пятый стих оканчивается этой фразой, но мы поговорим об этом чуть позже). В 11-м стихе говорится о Мелхиседеке, как прообразе Иисуса Христа.

12. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

13. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;

14. твердая же пища свойственна совершенным,

11. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.

12. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

13. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;

14. твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

Здесь апостол Павел говорит – вот я вам рассказываю о таких серьёзных вещах, рисую перед вами прообразы, но вы не можете меня услышать. Вы как младенцы, которые всё ещё питаются не твёрдой пищей, а молоком, хотя вам уже надлежало бы быть «совершенными»,

 у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

Взрослый, зрелый человек – осознанный и осмысленный, многое понимает. Может нести ответственность за свою жизнь, делать выбор. Апостол Павел говорит, что адресаты его послания – евреи, ещё не готовы к этой взрослой жизни. И призывает их к тому, чтобы они всё-таки росли. В шестой главе читаем:

 1. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,

2. учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

Апостол говорит о том, что нужно углубляться, идти дальше. Не топтаться на месте, не останавливаться только на основных вероучительных догматах. Положения, которые христиане получили изначально, по большому счёту ещё не являются сугубо христианскими – ведь они не преображены именно христианским пониманием вопроса. Здесь идёт речь о том, что человек от «мёртвых дел» обращается к вере в Бога.
В древности мы не найдём атеистов, в той или иной степени каждый человек верил в Бога. Вопрос в том, в какого – во множество богов или в одного, и какие имена у них были. Атеизм как явление (по мнению исследователей), во многом характерен скорее для европейского и постевропейского периода истории и для европейской территории.  
Здесь мы встречаем христианскую, монотеистическую веру. Авраамические религии – это христианство (если говорить про Европу), иудаизм, ислам (если говорить про другие территории). И если иудаизм и ислам ещё не потеряли во многом своей фундаментальности, своего каркаса, то христианская религия породила множество разумных, образованных людей, которые стали сами осмыслять свою веру, Священное Писание, начали относиться к этому критически – так появилась библейская критика, критика Церкви.
Получается, что именно из лона христианской среды выходили её будущие критики. Именно на этом фоне – когда одни защищали Церковь и Священное Писание, а другие на них нападали, и появились апологеты – защитники веры и обвинители – собственно атеисты.
Атеизм как явление стал достаточно массовым и в Европе и в России, но мы и так с вами это прекрасно знаем.
Я напоминаю, дорогие братья и сестры, о необходимости ежедневно читать Слово Божие, потому что в нём заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!    

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать