Аудио |
|
Скачать .mp3 |
11. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14. твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
(Послание к Евреям 5:11-14)
1. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2. учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3. И это сделаем, если Бог позволит.
4. Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5. и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6. и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
7. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8. а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.
(Послание к Евреям 6:1-8)
Итак, братья и сестры, мы с вами продолжаем знакомиться с посланием к Евреям. Я напомню, что в довольно большой степени это послание построено на системе прообразов. Что это за система? Апостол Павел говорит нам о том, что происходило в Ветхом Завете: то вспоминает, как евреи творили исход из Египта в Землю обетованную (не так давно мы с вами об этом читали), то сравнивает иудейских священников со Христом, ветхозаветную Скинию с нерукотворенным храмом Нового Завета.… Всё это мы можем найти в послании к Евреям.
Здесь мы тоже это видим, хотя этот конкретный отрывок больше назидательный. Дело в том, что когда автор послания проводит параллели, говорит о том, что – это прообраз, а это образ, то потом он очень часто делает некий нравственный вывод. Как тогда, когда он говорил о том, что все должны были войти в Землю обетованную. В итоге Бог так построил Свой замысел, что родители с рабским мировоззрением должны были умереть в пустыне, а до конца дошло уже новое поколение – с мировосприятием свободных людей.
Апостол Павел говорит – мы не должны повторить этой ошибки, не должны остаться рабами. Мы должны стать свободными сынами Божиими и тогда найдём Землю обетованную. Вот оно – назидание, нравственный вывод из прообраза, который нам предлагается.
Здесь же мы видим ещё больше наставлений, которые появляются между прообразовательными описаниями. Сегодня мы начали с пятой главы, одиннадцатого стиха:
11. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
Этот стих подводит итог прообразу, который был дан в начале пятой главы – что Иисус Христос – первосвященник по чину Мелхиседека (пятый стих оканчивается этой фразой, но мы поговорим об этом чуть позже). В 11-м стихе говорится о Мелхиседеке, как прообразе Иисуса Христа.
12. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14. твердая же пища свойственна совершенным,
11. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14. твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Здесь апостол Павел говорит – вот я вам рассказываю о таких серьёзных вещах, рисую перед вами прообразы, но вы не можете меня услышать. Вы как младенцы, которые всё ещё питаются не твёрдой пищей, а молоком, хотя вам уже надлежало бы быть «совершенными»,
у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Взрослый, зрелый человек – осознанный и осмысленный, многое понимает. Может нести ответственность за свою жизнь, делать выбор. Апостол Павел говорит, что адресаты его послания – евреи, ещё не готовы к этой взрослой жизни. И призывает их к тому, чтобы они всё-таки росли. В шестой главе читаем:
1. Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2. учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
Апостол говорит о том, что нужно углубляться, идти дальше. Не топтаться на месте, не останавливаться только на основных вероучительных догматах. Положения, которые христиане получили изначально, по большому счёту ещё не являются сугубо христианскими – ведь они не преображены именно христианским пониманием вопроса. Здесь идёт речь о том, что человек от «мёртвых дел» обращается к вере в Бога.
В древности мы не найдём атеистов, в той или иной степени каждый человек верил в Бога. Вопрос в том, в какого – во множество богов или в одного, и какие имена у них были. Атеизм как явление (по мнению исследователей), во многом характерен скорее для европейского и постевропейского периода истории и для европейской территории.
Здесь мы встречаем христианскую, монотеистическую веру. Авраамические религии – это христианство (если говорить про Европу), иудаизм, ислам (если говорить про другие территории). И если иудаизм и ислам ещё не потеряли во многом своей фундаментальности, своего каркаса, то христианская религия породила множество разумных, образованных людей, которые стали сами осмыслять свою веру, Священное Писание, начали относиться к этому критически – так появилась библейская критика, критика Церкви.
Получается, что именно из лона христианской среды выходили её будущие критики. Именно на этом фоне – когда одни защищали Церковь и Священное Писание, а другие на них нападали, и появились апологеты – защитники веры и обвинители – собственно атеисты.
Атеизм как явление стал достаточно массовым и в Европе и в России, но мы и так с вами это прекрасно знаем.
Я напоминаю, дорогие братья и сестры, о необходимости ежедневно читать Слово Божие, потому что в нём заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!