Читаем Апостол. 4 января. Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

4 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 2, ст. 14–26.

 

14. Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

15. Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,

16. а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?

17. Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

18. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

19. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

20. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

21. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

22. Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

23. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

24. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

25. Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустив их другим путем?

26. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

(Иак. 2, 14–26)

 

Очень интересный отрывок, на который в православном богословии часто опирается учение о спасении. Конечно, этот отрывок неизбежно вызывает определенные вопросы при его соотнесении с рассуждениями апостола Павла. Иаков, послание которого мы читаем, тоже очень авторитетный апостол самых ранних времен христианства и, как считается, первый епископ Иерусалима. Мы в некотором смысле подсознательно сравниваем этот отрывок с посланием апостола Павла, и в первую очередь на ум приходит его Послание к Галатам, потом, конечно, к Римлянам. Послание к Римлянам – это расширенный вариант учения об оправдании по благодати и вере. Послание к Галатам – более краткий вариант изложения той же самой мысли об оправдании верой по благодати. Конечно, возникает вопрос, не являются ли две эти позиции несколько противоречащими? Но если мы задумаемся серьезно и внимательнее посмотрим на текст, то увидим, что, наверное, каждый из апостолов решал свои проблемы полемического характера. Каждый писал определенной аудитории и пытался показать тем людям, к которым обращался, что они неправы в каком-то конкретном аспекте своей веры, своего поведения. Поэтому апостол Иаков, приводя те же самые примеры, что и Павел, вспоминая Авраама и Раав блудницу, говорит, что они оправдались и делами, а не только верой. А апостол Павел говорит, что это был именно момент веры. Давайте попытаемся внимательно посмотреть и порассуждать, что имеет в виду каждый из апостолов.

Читая апостола Иакова, мы видим, что здесь речь идет о вере как о некоем убеждении в том, что существует Бог, то есть может быть чисто теоретическая вера. Свидетельством того, что мы сейчас правильно понимаем апостола Иакова, является стих 19-й: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Действительно, бесы веруют и даже просто знают, что существует Господь, ведь когда-то они были близ Него и только потом стали падшими ангелами. Поэтому они прекрасно знают, что существует Бог и что Он един. И вот апостол Иаков сравнивает теоретическую веру людей, которые не творят плодов христианства, с этой бесовской верой. Действительно, нельзя не согласиться здесь с апостолом Иаковом даже в контексте наших современных реалий. Наше время уже не является подобным советскому периоду, когда господствующей идеологией считался атеизм, так называемый «научный атеизм», который, к сожалению, иногда переходил в богоборчество. Мы помним, что если в то время воспитанного советского человека спросили бы, верит ли он в Бога, то, скорее всего, он ответил бы, что не верит; конечно, за исключением некоторых верующих людей, которые были достаточно смелы, для того чтобы сказать: «Да, я верую». Многие из тех, кто верил и даже пытался крестить своих детей, все равно старались делать это все-таки тайно. А сейчас, в наше время, все наоборот. Найти человека, который бы сказал, что он на 100% неверующий или атеист, на самом деле, не так и просто. Если задавать вопрос чисто теоретически, то многие скажут, что верят, скажут: «я верю по-своему», «я верю в душе», «верю, что Бог один, и неважно, как Его называют» либо «я верю в какую-то энергию, силу, некий мировой разум, абсолют». То есть называют разными словами и подчас просто не понимают, что за этими словами стоит. И самое главное, что никакой практической пользы, никаких практических выводов из этой веры не следует. Еще очень часто бывает, что «в Бога верю, а в Церковь не верю, попам не верю». Получается, что человек признает, что Бог есть, может быть, на всякий случай, чтобы заручиться какой-то гарантией, поддержкой высших сил, но из этого абсолютно ничего не следует: никаких проявлений, никаких дел, никакой духовной практики либо какого-то проявления христианства в быту, не говоря уж о каком-либо созерцании, духовном углублении. Такая вера, действительно, мало плодотворна.

Но когда о вере говорит апостол Павел, он имеет в виду веру как принципиальную жизненную позицию, как доверие Богу. Когда он вспоминает в первую очередь Авраама, а затем и других праведников Ветхого Завета, то имеет в виду, что эти люди доверились Богу. Помните знаменитую фразу: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». То есть не просто поверил, что Бог существует и за этим ничего не последовало. Нет, Авраам поверил, что Бог поведет его каким-то определенным путем, что Бог предлагает ему Свою волю о нем. Поэтому первый акт доверия Авраама, как мы помним, заключался в том, что он вышел из родного дома и пошел туда – не знаю куда. Это, действительно, ярчайший пример веры как принципиальной жизненной позиции, которую можно назвать и доверием Богу, доверием жизни, потому что жизнь – это тоже проявление Бога: Бог разговаривает с нами через нашу жизнь, ее обстоятельства, через каких-то людей, посылаемых нам. И вот Авраам доверился Богу, и это вменилось ему в праведность.

У апостола Павла в Послании к Галатам есть прекрасная фраза, которая разрешает этот конфликт: речь идет о том, что во Христе Иисусе важно не обрезание и необрезание, но вера, действующая любовью. У Павла не было задачи говорить, что если ты веруешь, то обязательно должен делать доброе дело. Такой проблемы он не ставил, так как если ты доверяешь Богу, если живешь с Богом, то, конечно, твоя вера будет порождать определенные действия. Если ты в Духе Святом, то вера твоя действует любовью, потому что и сама вера, и любовь, и радость, и мир, и прочие плоды Духа Святаго могут оказаться в человеке только под действием Самого Духа Святого. Никак иначе. Человек не может своими силами делать по-настоящему доброе дело, не может по-настоящему любить, если не пронизан благодатью Духа Святого, он не может и по-настоящему, возвышенно и качественно, радоваться, если его не пронизывает благодать Святого Духа. Поэтому для апостола Павла этот разговор беспредметен. Если человек в Духе Святом, значит его вера, конечно, действует любовью. А если он не в Духе Святом, значит по большому счету не такой уж он и верующий, значит у него и веры, то есть абсолютного доверия Богу, нет. А раз нет доверия, этой веры, значит не будет и дел. Будет настоящая вера и настоящее доверие, будут и дела, потому что Дух Святой обязательно будет проявляться в таком человеке.

Апостол Иаков подошел к этой проблеме несколько иначе, потому для него вера как теоретическое убеждение, конечно, недостаточна. И поэтому к теоретическому убеждению должны быть какие-то дела как показатели веры. Конечно, позиция апостола Павла более комплексная, внутренне более логичная и последовательна. Есть отношения с Богом, значит будут следствия этих отношений. Если настоящих отношений с Богом нет и человек только языком исповедует себя верующим, то на самом деле он совершенно не знает никаких отношений с Богом, что, к сожалению, не исключение и в наше время. Даже те, кто говорят, что они по-православному верят в Бога, часто не имеют никаких живых отношений с Богом, то есть человек даже на полшага не стремится к ним. Потому о каком доверии можно говорить, если для человека Бог это как Золотая рыбка или «часть национального самосознания», но не более того. Конечно, тогда нет того доверия, которое имеет в виду апостол Павел и, следовательно, нет той любви, которая обязательно сопутствует истинной вере.

Такое важное рассуждение составили мы сегодня, дорогие братья и сестры, потому что эта тематика чрезвычайно важна для правильного понимания процесса спасения во Христе.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать