Читаем Апостол. 4 мая. И евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно

4 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 8, ст. 26–39. 

26А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.

27Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, 28возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.

29Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.

30Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?

31Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.

32А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.

33В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.

34Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?

35Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

36Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?

37Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.

38И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.

39Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.

Итак, братья и сестры, мы с вами читаем о продолжении той деятельности, которую ведет диакон Филипп в Самарии, и той деятельности, которую также совершали апостолы Петр и Иоанн. В прошлый раз мы с вами читали о Симоне-волхве, который хотел приобрести благодать за деньги, но ему было отказано. И дальше идет повествование опять о Филиппе-диаконе. Что же происходит? «А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию». Так, мы видим, евнух еще будучи эфиоплянином (что само по себе кстати было не очень похвально с точки зрения иудейского закона), приезжает в Иерусалим для поклонения. По всей видимости, он либо симпатизировал иудейской вере, либо, может быть, даже частично придерживался каких-то правил. Помните, «боящиеся Бога»,  так называемые, не иудеи, которые, тем не менее тяготели,  симпатизировали иудаизму и совершали поклонения, какие-то ритуалы, читали Священное Писание иудеев. Собственно, мы это с вами и видим. Он возвращается и, сидя на колеснице, читает пророка Исаию.

Итак, «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его». Итак, он читает пророка Исаию – знаменитое мессианское пророчество. Собственно говоря, священнослужители или те, кто помогает в алтаре, знают, что именно эти слова произносятся священником во время того, как  он вырезает Агнца из просфоры – тот  хлеб, которым впоследствии будет причащаться он, и будут причащаться все прихожане. Когда отрезается каждая сторона, этот текст произносится по фразам. Показывается, что, действительно, пророк Исаия предвидел, что случится с Мессией, с Избранным для того, чтобы спасти человека, искупить его грехи. И вот как раз именно это место о том, что это будет кроткий агнец, что это не будет какой-то грозный лев. Опять же, вспомните «Апокалипсис», где Иоанн слышит ветхозаветное пророчество о Мессии, что это должен быть грозный лев, разрывающий своих врагов, а видит уже новозаветное исполнение того ветхозаветного пророчества. Ему является агнец как бы закланный. То есть, в Ветхом Завете  - разорвать всех, наказать, в Новом Завете - Агнец, Который несет на Себе грехи мира. Это самое место как раз мы с вами сейчас и прочитали.

И Филипп разъясняет. «Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь».

Итак, Филипп объяснил евнуху, что все, прочитанное им, имеет отношение к Иисусу из Назорета, что Он и есть Христос. И так эта беседа евнуху пришлась по душе, что он захотел сразу же креститься. Напомню, что, по всей видимости, евнух очень почитал ветхозаветную религию, он читает Ветхий Завет, пытается проникнуть в суть, о Ком говорит Исаия. То есть, по большому счету, напомню, что не мыслился тогда Новый Завет самими христианами как нечто отличное от Ветхого Завета. Это и органичное, естественное продолжение. Ветхий Завет свидетельствует о Новом.  Поэтому здесь получается этот «мостик». Евнух, когда читает Ветхий Завет, хочет понять, о ком идет речь. А Филипп ему говорит, о Ком идет речь.

И тогда евнух понимает, что Мессия и есть Иисус Христос, Сын Божий, как он его исповедует. Он решает креститься, лишь увидев воду. Мы видим, конечно, как в те времена, в самом начале христианства, какой простой процедурой было крещение именно с точки зрения технической. Есть вода, веруешь, что Христос – Сын Божий, покрестился. И мы видим –  Дух Святой сошел на евнуха. Конечно же, впоследствии, когда христианство исторически стало развиваться, появились Вселенские Соборы, споры, дискуссии на этих соборах, различные тексты (Символ Веры, который крещаемый человек должен произнести во время крещения) и прочие ритуальные культовые моменты, конечно, крещение немного по-другому стало выглядеть, более усложненно. Но это ведь то же самое. По сути, крещение – погружение в воду, по возможности – максимальное погружение. Но не везде это возможно. Смысл остается тот же. Крещение – то есть погружение.

И мы видим, как, действительно, становится христианином человек – не собственно иудей, а уже представитель другого совершенно народа, хотя и симпатизировавший иудеям. Но вот уже первый момент, когда христианство выходит за узко национальные иудейские рамки.

Также сегодня, братья и сестры, 4 мая – день памяти священномученика Ианнуария. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) празднует свои именины. Тот самый человек, который нам дал очень много для того, чтобы мы с вами общались и разбирали новозаветные тексты, в том числе, книгу «Апокалипсис». Мы поздравляем дорого батюшку с именинами!

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать