Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 2, ст. 22–36.
22. Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23. Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24. но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
26. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
27. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
35. доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
(Деян. 2, 22–36)
Братья и сестры, мы с вами читаем продолжение прекрасной проповеди апостола Петра –первой его проповеди после сошествия Святого Духа. Мы видим, как вдохновенно он проповедует. В Евангелии мы еще не слышим, как проповедуют и возвещают Христа апостолы, но постоянно встречаемся с речами Самого Господа, с вопросами Его учеников, порой с их недоумениями, непониманием, даже падениями и предательством, как в случае с апостолом Петром. Здесь же мы видим, какая сила пребыла в апостоле Петре после сошествия Святого Духа: его дерзновение и четкость изложения мысли, которой у него как у немощного человека и к тому же необразованного рыбака ранее не было. А здесь он изъясняется как большой знаток Священного Писания (а именно Ветхого Завета, ведь Новый в те времена еще не был написан, не был сформирован его канон).
22. … Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23. Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
Апостол Петр апеллирует прямо к тем, кто его слушает, пытается расшевелить их совесть, поскольку обращается к иудеям, то есть людям, которые являются приверженцами ветхозаветной религии. Они ждали Мессию, но получилось так, что сам богоизбранный народ в первую очередь и явился распинателем Христа. Они сделали это руками беззаконных, то есть язычников: римских воинов, прокуратора Понтия Пилата, но инициировали эту казнь, конечно, сами иудеи, представители богоизбранного народа, в том числе фарисеи, то есть духовная элита. Апостол Петр пытается апеллировать к некоторому внутреннему раскаянию, изменению, переосмыслению того, что произошло.
24. но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
Написано, что Бог воскресил Его, то есть Иисуса. Сам Господь в Евангелии иногда говорил: «Я и Отец – одно», а иногда: «Отец Мой более Меня есть». Толкователи всегда замечали эту тонкость и разъясняли, что когда Господь говорил о Себе как о Боге, то мог говорить, что Он и Отец – одно, а когда Христос говорил о Себе больше как о человеке (ведь Он был одновременно Богом и человеком), то мог сказать, что Отец Его более Него есть. Также в богословии часто говорится о том, что несмотря на то, что все три ипостаси Святой Троицы существовали «от века» (то есть по времени ни Одна из Них не была раньше Другой), с точки зрения причины, Божественной сущности и Божественной природы святые отцы чаще почитали именно Бога Отца. С этой позиции Бог Отец есть причина Сам в Себе, а также причина для Сына, поскольку Он Его рождает, и причина Духа, потому что Дух исходит от Отца.
Конечно, это тонкие богословские моменты, которые очень трудно понять. Мы всегда говорим, что Бог – это тайна, которая всегда останется тайной, поэтому у нас получается очень приблизительное моделирование, попытка в этом разобраться. В книге Деяний часто говорится, что Бог воскресил Его, то есть Иисуса, и в посланиях апостола Павла (в оригинальном греческом тексте) мы увидим страдательный залог: «Иисус воскрешен», а не «Иисус воскрес». Таким образом, тезис о том, что Бог Отец явился источником Воскресения Христа, хотя и Сам Иисус Христос был одновременно Богом и человеком, достаточно традиционен и многообразен в Священном Писании, по крайней мере в книге Деяний и посланиях апостола Павла.
Далее идет длинная проповедь со ссылками на Псалтирь. Пророк Давид пророчествовал о том, что будет Иисус Христос, Сын Божий, Которого сам Давид называет Господом. В частности, Давид пророчествовал о том, что Господа Иисуса Христа Бог не оставит во аде, выведет Его оттуда, и что Давид имел в виду не самого себя. Об этом апостол Петр тоже говорит в своей проповеди (в 29-м стихе): Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Поэтому пророчество Давида касалось Господа Иисуса Христа, а не его самого.
36. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Это торжественное окончание мысли апостола Петра и всей проповеди. Апостол Петр вновь пытается воздействовать на совесть и сознание слушателей, чтобы показать им: вы распяли Иисуса, а ведь это про Него говорилось, что Он Мессия, что Он Христос. В дальнейшем апостол Петр пытается призвать людей к покаянию, об этом мы прочитаем в следующих стихах.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!