Читаем Апостол. 4 марта. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его

4 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание Иоанна. Глава 1, ст. 1–13.

1. Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,

2. ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.

3. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.

4. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.

5. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.

6. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.

7. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.

8. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

9. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.

10. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.

11. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

12. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.

13. Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.

(2 Ин. 1, 1 – 13)

 

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее чтение – это целое послание, небольшое, но законченное произведение. Это Второе соборное послание апостола Иоанна Богослова.

Начинается оно, как и полагается всякому посланию, согласно формуляру: кто кому пишет и благопожелание. Иоанн Богослов называет себя старцем, это единственное слово, обозначающее того, кто пишет. Старец по-гречески – πρεσβύτερος [пресвитерос], и, как правило, в Новом Завете этим словом обозначают именно старейшин в общине. Мы сейчас употребляем слова «священники», «иереи», хотя более правильно говорить «пресвитеры». Здесь слово πρεσβύτερος, согласно мнению толкователей, употреблено в прямом смысле: старец, человек преклонного возраста. Иоанн Богослов, как мы знаем, не умер мученической кончиной, он был сослан на остров Патмос, где получил свое Откровение, записал его, и теперь это последняя книга Нового Завета – Апокалипсис. Он умер своей смертью в преклонном возрасте, поэтому, скорее всего, пишет здесь о себе именно как о человеке преклонного возраста, а не как о получившем степень священства.

Кому: избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Здесь не указывается имя адресата, но, по всей видимости, это какая-то христианка, возможно, в возрасте и вдова, поскольку здесь не упоминается ее муж, а только дети.

Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. Это благопожелание отчасти нам знакомо по посланиям апостола Павла и другим соборным посланиям. Здесь оно немного видоизменено так, как Иоанн Богослов посчитал нужным.

Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Апостол Иоанн Богослов остается верным себе и говорит о том, что главная заповедь – это любовь друг к другу. Он пишет о том, что не как новую ее дает. Как мы уже говорили, смыслом любой заповеди даже в Ветхом Завете была любовь – к Богу, к ближнему; в этом внутренний смысл любого повеления, любого Божиего закона. С этой точки зрения принцип любви, конечно, не нов. Но с точки зрения некого исторического развития есть разница: христианство эту заповедь ставит центром всего. Недаром в прощальной беседе Иисуса Христа звучат слова: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Новизна заключается именно в том, что христианин призван давать возможность действовать Божественной любви в каждый момент своей жизни, в каждом действии, каждой мысли, каждом слове. Не должно быть разделения жизни на священную и несвященную, личную и посвященную Богу. Христианство рушит эти границы и призывает человека жить этой новой заповедью постоянно, в любых обстоятельствах руководствоваться принципом любви.

Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Иоанн Богослов и здесь, и в Первом своем послании (но тогда мы не успели об этом побеседовать) говорит, что появятся лжепророки, даже антихристы, как он их называет. Тема антихриста особо явно проступает в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова, но и в своих посланиях он говорит об антихристах – не как о глобальной фигуре, а как о людях, которые проповедуют учение, противное христианству. Главным принципом и признаком этого учения является то, что эти лжеучителя не исповедуют Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не признают, что Сам Бог стал человеком, принял человеческую плоть и человеческую ситуацию, прожил жизнь подобно человеку и тем самым проложил мост, чтобы человек в свою очередь смог стать обо́женным, «богом по благодати». Если этого не признавать, то рушится и упраздняется вся суть христианства. Поэтому пытающийся отрицать, что Бог воплотился и Бог и человек стали едины в Лице Иисуса Христа, является явным и прямым противником христианской вести, и потому его можно в некотором смысле назвать антихристом, то есть противостоящим Христу.

Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Тоже правильная и совершенно понятная мысль. Если человек верит, что Бог воплотился, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий и через Него мы тоже дети Божии, то такой человек имеет и Иисуса Христа как Сына Божия, «Первенца из мертвых», как говорит апостол Павел (то есть того, кто первым прошел этим путем и открыл его всем остальным), и Бога Отца. Если же человек отрицает, что Бог воплотился и Сын Божий стал сыном человеческим, такой человек не имеет ни Сына Божия воплотившегося, ни Бога как Отца. Как он может назвать Бога Отцом, если не принял усыновление через вхождение в Церковь, Тело Иисуса Христа? Мы помним, что Глава Церкви – Иисус Христос, а сама Церковь – Его Тело.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать