Читаем Апостол. 4 июня. Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви

4 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 15, ст. 35–41.

 

35. Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.

36. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.

37. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.

38. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.

39. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;

40. а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,

41. и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.

(Деян. 15, 35 – 41)

 

Братья и сестры, здесь мы с вами видим ситуацию, которая следует сразу же за Апостольским собором и его постановлением, озвученным христианам в Антиохии – центре распространения христианской веры среди язычников. Иерусалим – это «мать-церковь», как его часто называли, откуда вышло слово, но христианской «базой», откуда слово Божие пошло к язычникам, конечно, являлась Антиохия, поэтому именно туда было направлено послание Апостольского собора в Иерусалиме. Суть этого послания мы с вами разбирали в прошлый раз.

Здесь мы видим, что Павел и Варнава продолжали жить в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне. Также из 34-го стиха мы помним, что Сила по каким-то причинам решил остаться в Антиохии, в то время как Иуда, которого посылали вместе с Павлом и Варнавой от лица собора, вернулся обратно в Иерусалим.

По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Павел понимает, что первые христиане, которые приняли слово в городах, пройденных им во время первого миссионерского путешествия, находятся в непростой ситуации и нуждаются в поддержке, укреплении, ободрении. Поэтому Павел решает отправиться в так называемое второе миссионерское путешествие. Это название взято из библейской науки и является довольно условным, но оно достаточно удобно для понимания того, как двигался Павел. В первом миссионерском путешествии он поплыл из Антиохии на Кипр, потом в Малую Азию и вернулся обратно в Антиохию. Затем все собрались в Иерусалиме, где прошел Апостольский собор. Дальше Павел отправится во второе миссионерское путешествие из Антиохии. Начнется оно приблизительно так же, но с некоторым отличием, котороемы с вами сейчас и увидим.

Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком, как и в первый раз. Мы помним, что из Антиохии на Кипр отправились Павел, Варнава и Иоанн, именуемый Марком. Но после Кипра Иоанн Марк покинул своих спутников и вернулся обратно в Иерусалим, а Павел отправился в Малую Азию только с Варнавой. Здесь Варнава вновь говорит: «Павел, давай возьмем Иоанна Марка с собой».

Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр.

Произошел спор, потому что Павел не хотел брать ненадежного человека с собой, а Варнава был каким-то образом привязан к Иоанну Марку. Он отошел от Павла, взял Иоанна Марка, и они отправились в Кипр, то есть туда же, куда и в первый раз. В том путешествии они все вместе плыли на Кипр, но теперь туда отправились только Варнава и Иоанн Марк, а Павел решил пойти своей дорогой.

А Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.

Павел не поплыл на Кипр, как в первый раз, а отправился в другие церкви, которые основывал после его посещения. По последующему повествованию мы увидим, как это все происходило, хотя, повторю, в церковном календаре отрывки разбиты таким образом, что мы с вами будем немного перескакивать из города в город, и этот переход не всегда будет понятен.

Что касается нового спутника апостола Павла, то это был Сила, посланный из Иерусалима в Антиохию для оглашения послания с результатом собора апостолов в Иерусалиме. Сила – это имя еврейское, также у него было латинское имя Силуан; он тоже, как апостол Павел, был гражданином Рима. Например, в Послании к Фессалоникийцам апостол Павел говорит, что автором является не только он, но: «Павел, Силуан и Тимофей», то есть это люди, находившиеся с ним во время написания его первого послания. Сила уже сейчас с Павлом, Тимофей присоединится несколько позже. Это действительно будут два верных спутника апостола Павла.

То, что у Павла и Силы (Силуана) было римское гражданство, в некоторых случаях им помогало. С Варнавой они разошлись по вопросу Иоанна Марка, и Павел, думая, с кем отправляться, выбрал себе в спутники Силу. Возможно, он предвидел, что у них могут быть трудности и римское гражданство может быть им полезным, несмотря на жесткие моменты, связанные с непринятием христианства Римской империей, хотя на этом этапе мы видим, что все гонения, побиения, неприятности идут от иудеев, от синагоги. Автор книги Деяний апостол Лука отзывается о Римской власти без особого неприятия, мы это увидим ближе к концу книги, когда речь пойдет о представителях римской власти. Скорее, наоборот, он пытается подчеркнуть, что Рим ценит закон и христиане тоже не против закона, они законопослушные граждане, а непонимание, недоверие Рима по отношению к ним связано именно с тем, что о христианах плохо говорят их недоброжелатели, в первую очередь иудеи.

Мы уже как-то говорили об этом, разбирая книгу Апокалипсис. Иустин Философ в своем знаменитом произведении «Диалог с Трифоном Иудеем» замечает, что большинство христианских бед связано именно с иудейской, антихристианской пропагандой. Сами иудеи были настроены соответствующим образом, часто участвовали в расправах над христианами, и подталкивали к этому представителей Римской империи. Так что здесь нужно иметь в виду, что римское гражданство давало привилегии и Рим ценил свой закон, на котором во многом зиждилась империя.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать