Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 15, ст. 35–41.
35. Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40. а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41. и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
(Деян. 15, 35 – 41)
Братья и сестры, здесь мы с вами видим ситуацию, которая следует сразу же за Апостольским собором и его постановлением, озвученным христианам в Антиохии – центре распространения христианской веры среди язычников. Иерусалим – это «мать-церковь», как его часто называли, откуда вышло слово, но христианской «базой», откуда слово Божие пошло к язычникам, конечно, являлась Антиохия, поэтому именно туда было направлено послание Апостольского собора в Иерусалиме. Суть этого послания мы с вами разбирали в прошлый раз.
Здесь мы видим, что Павел и Варнава продолжали жить в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне. Также из 34-го стиха мы помним, что Сила по каким-то причинам решил остаться в Антиохии, в то время как Иуда, которого посылали вместе с Павлом и Варнавой от лица собора, вернулся обратно в Иерусалим.
По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Павел понимает, что первые христиане, которые приняли слово в городах, пройденных им во время первого миссионерского путешествия, находятся в непростой ситуации и нуждаются в поддержке, укреплении, ободрении. Поэтому Павел решает отправиться в так называемое второе миссионерское путешествие. Это название взято из библейской науки и является довольно условным, но оно достаточно удобно для понимания того, как двигался Павел. В первом миссионерском путешествии он поплыл из Антиохии на Кипр, потом в Малую Азию и вернулся обратно в Антиохию. Затем все собрались в Иерусалиме, где прошел Апостольский собор. Дальше Павел отправится во второе миссионерское путешествие из Антиохии. Начнется оно приблизительно так же, но с некоторым отличием, котороемы с вами сейчас и увидим.
Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком, как и в первый раз. Мы помним, что из Антиохии на Кипр отправились Павел, Варнава и Иоанн, именуемый Марком. Но после Кипра Иоанн Марк покинул своих спутников и вернулся обратно в Иерусалим, а Павел отправился в Малую Азию только с Варнавой. Здесь Варнава вновь говорит: «Павел, давай возьмем Иоанна Марка с собой».
Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр.
Произошел спор, потому что Павел не хотел брать ненадежного человека с собой, а Варнава был каким-то образом привязан к Иоанну Марку. Он отошел от Павла, взял Иоанна Марка, и они отправились в Кипр, то есть туда же, куда и в первый раз. В том путешествии они все вместе плыли на Кипр, но теперь туда отправились только Варнава и Иоанн Марк, а Павел решил пойти своей дорогой.
А Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Павел не поплыл на Кипр, как в первый раз, а отправился в другие церкви, которые основывал после его посещения. По последующему повествованию мы увидим, как это все происходило, хотя, повторю, в церковном календаре отрывки разбиты таким образом, что мы с вами будем немного перескакивать из города в город, и этот переход не всегда будет понятен.
Что касается нового спутника апостола Павла, то это был Сила, посланный из Иерусалима в Антиохию для оглашения послания с результатом собора апостолов в Иерусалиме. Сила – это имя еврейское, также у него было латинское имя Силуан; он тоже, как апостол Павел, был гражданином Рима. Например, в Послании к Фессалоникийцам апостол Павел говорит, что автором является не только он, но: «Павел, Силуан и Тимофей», то есть это люди, находившиеся с ним во время написания его первого послания. Сила уже сейчас с Павлом, Тимофей присоединится несколько позже. Это действительно будут два верных спутника апостола Павла.
То, что у Павла и Силы (Силуана) было римское гражданство, в некоторых случаях им помогало. С Варнавой они разошлись по вопросу Иоанна Марка, и Павел, думая, с кем отправляться, выбрал себе в спутники Силу. Возможно, он предвидел, что у них могут быть трудности и римское гражданство может быть им полезным, несмотря на жесткие моменты, связанные с непринятием христианства Римской империей, хотя на этом этапе мы видим, что все гонения, побиения, неприятности идут от иудеев, от синагоги. Автор книги Деяний апостол Лука отзывается о Римской власти без особого неприятия, мы это увидим ближе к концу книги, когда речь пойдет о представителях римской власти. Скорее, наоборот, он пытается подчеркнуть, что Рим ценит закон и христиане тоже не против закона, они законопослушные граждане, а непонимание, недоверие Рима по отношению к ним связано именно с тем, что о христианах плохо говорят их недоброжелатели, в первую очередь иудеи.
Мы уже как-то говорили об этом, разбирая книгу Апокалипсис. Иустин Философ в своем знаменитом произведении «Диалог с Трифоном Иудеем» замечает, что большинство христианских бед связано именно с иудейской, антихристианской пропагандой. Сами иудеи были настроены соответствующим образом, часто участвовали в расправах над христианами, и подталкивали к этому представителей Римской империи. Так что здесь нужно иметь в виду, что римское гражданство давало привилегии и Рим ценил свой закон, на котором во многом зиждилась империя.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!