Аудио |
|
Скачать .mp3 |
1. Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2. Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа.
4. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6. но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7. Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10. а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11. потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
(Рим. 7, 1-13)
Мы ушли вперед: перепрыгнув через целую 6-ю главу, оказались в 7-й. Может быть, это не совсем удобно, но будем читать так, как указано в календаре, и отталкиваться от конкретного прочитанного текста, иногда теряя какой-то контекст.
Апостол Павел продолжает свои размышления о соотношении греха и закона – это очень интересная и очень важная тема. Павлу очень важно, с одной стороны, сохранить праведность и сакральность закона как выражения воли Божией, а с другой стороны, важно показать, что закон не спасает, у него нет этой функции, поэтому и не надо от него этого ожидать. Получается, что грех и закон – это две противоборствующие силы, но они имеют значение все-таки для ветхого человека, а не нового. Потому что закон и грех находятся в связке, образуют некий замкнутый круг, из которого человек может выйти только посредством веры и благодати (об этом Павел скажет чуть позже, в конце седьмой главы).
Сначала апостол приводит пример из общественной жизни относительного того, насколько закон имеет власть над человеком и где границы действия закона на человека:
1. Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2. Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа.
Павел приводит ситуацию, описанную законом (как это существует и сейчас), что соединение при живом муже с другим мужчиной будет прелюбодеянием, но если муж умирает, то получается, что женщина свободна от первого замужества и, выйдя замуж, прелюбодеицей не будет. Далее апостол делает вывод из этого примера:
4. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
Оказывается, во Христе человек умирает не только для греха, но и для закона, в принципе умирает для этого замкнутого круга. Умирает с тем, чтобы принадлежать Воскресшему из мертвых. Человек умер, а затем ожил, для того чтобы принадлежать Тому, Кто его оживил и воздвиг для новой жизни. Получается, что все, что играло роль в прежней жизни, то есть до смерти человека: грех и закон, теперь роли не играет, потому что с воскресившим его Христом ожил уже человек новый. Все это происходит для того, чтобы приносить плод Богу.
5. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти…
Тогда мы приносили плод смерти: там был закон и он нас не спасал от того, чтобы приносить плод смерти. Мы умерли для греха и закона и ожили для Христа, чтобы приносить плод Богу – такая интересная смысловая игра. Апостол Павел – великий оратор и как всегда прекрасно строит свои рассуждения.
6. но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
Прекрасный отрывок, дорогие братья и сестры! К сожалению, времени у нас немного, поэтому будем комментировать по минимуму.
7. Что же скажем? Неужели [от] закона грех? «От» стоит курсивом, поэтому можно перевести: неужели закон – грех? Разве Павел это утверждает, хотя кто-то может и подумать, что он отождествляет закон и грех, раз говорит, что они составляют один замкнутый круг.
Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Ни в коем случае! Грех и закон – это разные вещи. Грех – наше состояние после грехопадения, а закон – выражение воли Божией.
Павел пишет: я не иначе узнал грех, как посредством закона. Как мы уже говорили, закон, как лакмусовая бумажка, как рентген, который говорит, что человек грешен. Как рассказать человеку о грехе, если только не через столкновение его с законом. Поэтому здесь и написано: Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. А если взять славянский текст, который часто передает греческий оригинал лучше, там написано не похощеши. «Пожелание» и «похоть» – похожие слова, но это не совсем одно и то же. Эпифими ́ я – по-гречески похоть, то же самое слово, но в глагольной форме – не похощеши, не испытывай похоти. Пожелания – это разные желания человека, в том числе биологически обусловленные и оправданные: вкушать пищу, размножаться – то, что благословлено Богом. Мы говорили, что само желание – это основа биологического существования человека: инстинкт самосохранения, размножения. И Господь благословил вкушать пищу и размножаться. Но «эпифимия», «похощеши» – это уже сверхжелание, то есть что-то, что человек хочет сверх нужного. И здесь говорится: я бы не знал о своей похоти, о своем грехе, если бы закон не поставил мне эту преграду.
8. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10. а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11. потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
То есть дело не в том, что закон плох:
12. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех крайне грешен посредством заповеди.
Дело в грехе, который есть сугубо негативный аспект жизни человека: грех становится крайне грешен. Мало того, что грех итак есть падшее состояние, так он еще использовал благую заповедь, для того чтобы погубить человека, потому он и стал крайне грешен.
Очень интересный отрывок, братья и сестры, но мы вынуждены заканчивать.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!