Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 1, ст. 19–27.
19. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20. ибо гнев человека не творит правды Божией.
21. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24. он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
(Иак. 1, 19–27)
Этот отрывок, дорогие братья и сестры, мы с вами некоторые время назад уже читали и комментировали. Здесь очень много прекрасных конкретных наставлений, о которых мы можем поразмышлять, не повторяясь, то есть не говоря то же самое, что говорили в прошлый раз.
Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. В прошлый раз мы обращали внимание на этот стих. Конечно, очень важно, чтобы мы умели больше слушать, нежели говорить. Бог познается в молчании – это очень важный аскетический принцип. В христианской традиции его реализовали знаменитые исихасты, подвижники, мистики христианства (от слова ησυχία – тишина). Они пребывали в тишине и общались в тишине с Богом для того, чтобы потом, может быть, в нескольких словах, а может быть, и без слов, передать этот опыт какому-то другому человеку, способному этот опыт принять.
Наша цивилизация скорее многоговорящая, нежели та, что учит человека слушать другого, вдумываться в то, что говорится. Все быстро, очень много информации, человек не успевает ни понять ее, ни принять, ни прожить то, что он услышал. Очень много бед нашего современного мира, нашей цивилизации именно от обилия слов, информации, за которой подчас ничего не стоит и которую вообще мало кто слышит.
Ибо гнев человека не творит правды Божией. Тоже очень важные и справедливые слова. Человек гневается, раздражается, в порыве, на эмоциях говорит какие-то слова, принимает решения, совершает действия. Чаще всего здесь его как раз подстерегает ловушка дьявола: нечистый ум, через который, как мы выяснили в прошлый раз, дьявол и действует. Через сердце говорит Господь, а в голову, в нечистый ум стучится наш враг дьявол. Он может нас подловить, впустить эмоцию раздражения, гнева. Может быть, кто-то скажет: «Это же эмоция, а не собственно ум». Но ведь правильно размышлял один психолог и религиозный мыслитель, говоря, что эмоция – это ум, выраженный через тело. Эмоции всегда предшествует какая-то мысль. Эта мысль может быть тонкая, глубоко засевшая, но именно она порождает постоянно или породит в какой-то момент ту или иную эмоцию.
Очень важно понимать такой аскетический момент: в любой духовной практике работа происходит с сознанием, нужно очистить ум. Тогда чистое сознание породит спокойные, здоровые эмоции. Если сознание нечистое, если в нем куча всякого мусора, то человек видит реальность неадекватно: он считает себя самым прекрасным, или кому-то завидует, или считает себя неполноценным, ущербным, гонимым, у него развивается паранойя или что-то другое. Все, что происходит в голове, порождает соответствующие эмоции и реакции: человек гневается, раздражается, клевещет, осуждает, ставит оценки, ругается и прочее. Нужно просто понимать этот психологический механизм нашей с вами «человеческой машины», нашего организма. Это нам даст возможность знать, откуда у чего, как говорится, смогла беспрепятственно доходить до нашего сердца.
Что такое ум? Это некий экран, причем в каком-то смысле двусторонний: он отражает реальность вне нас и реальность внутри нас. Если он забит, весь находится в грязи, пыли, в нем много всякого мусора, то, конечно, искажается картинка как внешней реальности, так и внутренней. Получается, что мир извне (людей, события) мы воспринимаем неадекватно, предвзято, под влиянием тех искажений, которые привносит наш нечистый ум. И реальность нашего «внутреннего человека» мы тоже воспринимаем неадекватно. Мы как будто живем в виртуальной реальности, созданной нашим умом, причем с двух сторон. Когда же ум чистый, прозрачный, когда мы регулярно протираем свой «экран», то искажение меньше и мы более адекватно видим и окружающий мир и наш внутренний, и наше сердце тоже можем увидеть и почувствовать. Ведь, если смотреть чистым взором, все вокруг нас пронизано Божественной благодатью, Божественными энергиями. Внутри нашего сердца тоже Господня благодать. Получается, что если наш «экран» чист, прозрачен, то благодать вне нас и благодать внутри нас спокойно и беспрепятственно, условно говоря, сообщаются, и мы находимся в гармонии, в радости. Мы радуемся тому, что происходит вокруг нас, адекватно воспринимая происходящее, а также, несмотря на какие-то наши несовершенства, грехи, трудности, радуемся тому, что Господь с нами общается, говорит через наше сердце. Это очищенное состояние является тем, к чему мы стремимся в своем христианском духовном пути.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
Красноярск. Фотоконкурс «Пасха в Сибири»
Заречный. Набор в православную школу
Нижний Тагил. Конкурс «Буквица Красна-2024»
Санкт-Петербург. Пасхальный тренинг
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!