Читаем Апостол. 4 декабря. Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога

4 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Тимофею. Глава 1, ст. 1–2, 8–18.

 

1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,

2. Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.

8. Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,

9. спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,

10. открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,

11. для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.

12. По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.

13. Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.

14. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.

15. Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.

16. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,

17. но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.

18. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

(2 Тим. 1, 1 – 2, 8 – 18)

 

Это самая первая глава Второго послания апостола Павла к Тимофею. Сегодняшний отрывок разорванный: сначала мы читаем первые два стиха первой главы, а потом окончание первой главы. Мы знаем, что такая ситуация при чтении церковнославянского варианта Нового Завета за богослужением называется престу́пка. Когда чтец открывает Апостол либо священник или дьякон – Евангелие, читает до определенного момента, а потом видит слово «преступи», то нужно прекратить чтение и перескочить на какой-то другой отрывок, иногда на достаточно большое расстояние вперед по тексту.

Первые два стиха – известный нам прескриптум. Мы неоднократно, начиная изучать то или иное послание, говорили о формуляре античных посланий. Он состоит из нескольких частей, и первая часть любого послания называется прескриптум, то есть предписание, надписание. Прескриптум содержит имя автора: Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе. Далее пишется, кому адресовано послание: Тимофею, возлюбленному сыну. Потом благопожелание: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. Христианизированное благопожелание характерно для апостола Павла. Он желает главных даров Бога Отца и Христа Иисуса тому, кому он пишет: благодать, радость, мир.

Отрывок с 3-го по 7-й стих мы пропускаем и читаем с 8-го стиха: Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога. В момент написания послания апостол Павел находится в темнице. Второе послание к Тимофею считается одним из последних посланий Павла, и когда мы будем читать его, то увидим в словах апостола, что он уже предчувствует смерть, готовится к встрече со Христом. Он уверен, что дело его проповеди является основанием для того, чтобы по смерти оказаться со Христом. Помните его слова из Послания к Филиппийцам: «Жизнь для меня – Христос, и смерть – приобретение; желаю я разрешиться и быть со Христом».

Апостол Павел призывает Тимофея не стыдиться свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня (Павла), узника Его. И сейчас человек попадает под осуждение и в заключение в силу разных причин. Известна русская поговорка: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся», потому что никто не может гарантировать, что не будет испытывать бедность или вдруг не окажется в заключении. Иногда человек оказывается там без особой вины. Апостол Павел, например, оказывается в заключении из-за проповеди Евангелия. Основание, казалось бы, не вполне достаточное, хотя по тем временам считалось, что за это можно наказать человека. Дружба с заключенным – это всегда предмет нарекания и, возможно, стыда человека за его друга, поэтому апостол Павел призывает Тимофея не стыдиться его, так как он находится в заключении за благовестие Христово.

Но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. Здесь Павел произносит небольшой богословский пассаж о том, что Господь спас нас не по делам нашим, а по благодати, разрушил смерть и явил жизнь нетления. С этими мотивами в его посланиях мы уже сталкивались. Наверное, магистральной линией почти всех посланий Павла является именно тема спасения по благодати, по милости Божией, а не по делам. Вторая важная идея в том, что тайна спасения была сокрыта, а во Христе она открылась, состоялся апокалипсис, то есть откровение тайны Божией во Христе Иисусе, через Которого разрушилась смерть и явилась жизнь и нетление.

По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Мы говорили, что страдание и даже тюремное заключение не являются для апостола Павла предметом стыда, поскольку он терпит это за благовестие, потому и Тимофею не надо стыдиться.

Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день. Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Мы уже не раз говорили, что выражение здравое учение встречается уже в «пастырских» посланиях, что говорит о единстве стиля этих трех посланий. Ярким примером лексической близости этих посланий также является слово благочестие. Как я говорил ранее, это слово являлось выражением языческой религиозности. Здесь оно переосмысляется и становится вполне христианским. Даже сейчас, употребляя его, например: «человек благочестив» или «не благочестив», «поддерживать» или «не поддерживать благочестие», мы не отдаем себе отчета в том, что слово благочестие не библейского происхождения и уже позднее прочно вошло в христианский обиход.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать