Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Читается Откровение Иоанна Богослова.
Сегодня понедельник четвертой седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета – Апокалипсисом Иоанна Богослова. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста Святая Церковь не полагает читать во время богослужений новозаветные отрывки из Апостола и Евангелия, за исключением особых случаев – больших праздников.
В прошлый раз мы с вами дочитали 2-ю главу Апокалипсиса, и сегодня перейдем к 3-й главе, продолжив чтение послания семи церквям Асийским. Мы прочитали послания церквям в Ефесе, в Смирне, в Пергаме и в Фиатире. Теперь переходим к посланию ангелу Сардийской церкви.
1. И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
2. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.
3. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
4. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.
5. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
6. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
(Откр. 3, 1 – 6)
Это послание не такое длинное, как послание ангелу Фиатирской церкви. Город Сарды также находился на окружной дороге, которая начиналась и заканчивалась в Ефесе (Эфесе). В наше время эти города не существуют, разве что сохранились какие-то их остатки, как у некогда великого Ефеса, либо на их месте находятся другие города, например, Смирна – это современный Измир.
Город Сарды, как и Фиатира, не испытывал сильного давления со стороны пропагандистов культа императора и империи в целом. Мы говорили, что первые три церкви находились под большим влиянием пропаганды кесаря, но в Сардах такого не было. Город занимался в основном производством тканей, как и Фиатира. Здесь люди тоже состояли в общении и иногда в коллегиях со своими сотрудниками, соответственно, был момент соприкосновения с язычниками. Если человек отказывался участвовать в общих мероприятиях, то его соработники могли посмотреть на него как на отщепенца. В какой-то степени для христиан Сардийской церкви это было испытанием верности Христу.
• … так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд…
Семь духов Божиих имеет Сидящий рядом с Небесным Владыкой, Богом – Сын Божий, Агнец, как Он здесь называется. Мы говорили, что под семью духами Божиими подразумевается либо полнота служебных духов, либо это метафорическое изображение третьей ипостаси Святой Троицы – Духа Святого. Семь звезд – это семь церквей.
• … знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
Это обличение тоже очень метафорическое. Многие церкви, даже Коринфская (о чем мы прекрасно знаем из посланий апостола Павла в Коринф), обладая какими-то духовными дарованиями, считали себя живой церковью, особо одаренной сугубой благодатью Божией. Но при этом апостол Павел указывал коринфянам на то, что у них подчас нет самого главного плода Духа Святого – любви. Вспомним его знаменитый гимн любви в 13-й главе Первого Послания к Коринфянам, где речь шла о том, что без любви ничто не имеет значения. Вот и здесь мы видим, что церковь Сардийская вроде бы носит имя, будто живая, но на самом деле она мертва. Может быть, имелись и внешняя одаренность, и увлечение развитием даров Духа Святого, но внутренние взаимоотношения не были пронизаны любовью.
Братья и сестры, это наставление важно и в нашей современной ситуации. Наши реалии вообще имеют некоторое сходство с реалиями того времени, потому что, хоть мы с вами и не живем в Римской империи, где насаждается культ императора и физически уничтожаются христиане и церковь, но и мы во многом живем в языческом окружении. В наше время люди, даже называясь христианами, часто ведут языческий образ жизни. Я говорю это без всякого осуждения, а лишь как факт. Есть множество прекрасных людей, которые творят добро, но если размышлять о том, насколько они ставят Христа во главу своей жизни и стремятся к Самому Христу, а не к получению от Него каких-то земных благ, то тут встает проблема компромисса с окружающей действительностью. В подобной ситуации находились христиане I века, поэтому здесь и возникает параллель с нашим временем.
Не просто так в наше время появился каламбур, которые христиане иногда используют в разговорах между собой, говоря о разных приходах: есть ли там «живая жизнь»? Но какая же еще может быть жизнь, как не живая? Так вот, это некий перефраз написанного в Апокалипсисе: ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. То есть можно было бы так перефразировать это обличение: «Есть ли живая жизнь у вас в Сардийской церкви?». Братья и сестры, нам нужно быть очень внимательными, чтобы понять действительно ли в той общине, частью которой мы являемся (а каждого из нас зависит, какой является наша община), есть «живая жизнь», живые отношения, наполненные любовью, заботой и свободой во Христе, ибо без этого христианство не мыслится. Или это общество людей, которые не ощущают веяния Духа Святого, течения этой «воды живой», и от христианства там только внешний антураж?
Очень важно, братья и сестры, чтобы наша христианская жизнь была живой. Может, в каком-то смысле это ироничный каламбур, тем не менее он очень актуален в плане самокритики и размышления: действительно ли мы живем христианством, или ищем в нем благ для устроения земной жизни, а может быть, прячемся от реальности? Очень часто люди, не найдя себя в другой жизни, приходят в церковь и здесь закрываются от проблем, прячутся, как страус головой в землю. Они не растут, не развиваются, не двигаются к любви и радости во Христе, а продолжают жить в каком-то унынии, нереализованности, от этого появляется озлобленность по отношению друг к другу и окружающему миру, параноидальные настроения… Одно тянется за другим.
Такая община больше похожа на какое-то иудейское сообщество, где люди собрались, чтобы почувствовать, какие они замечательные и какие вокруг все нехорошие, идущие к погибели. В христианстве принцип прямо противоположный: открытость для того, чтобы большему количеству людей постараться возвестить о любви и радости Христовой, о спасении во Христе, чтобы спаслось большее количество людей. Мы становимся христианами не для того, чтобы собраться внутри церкви и радоваться тому, что все вокруг погибнут, а мы спасемся. Это скорее свойственно сектантскому мировосприятию, и очень важно, чтобы у нас в Церкви этого сектантского мировосприятия было как можно меньше, тогда мы действительно будем живой Церковью, у нас будет «живая жизнь». Иначе и к нам могут быть обращены слова из послания к ангелу Сардийской церкви, что мы носим имя, будто живая Церковь, развиваемся, пытаемся благовествовать другим людям, а на самом деле мы Церковь мертвая, которая движется к тому, чтобы стать маргинальным сообществом и другим людям ничего, кроме смерти, не возвещать.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!