Читаем Апостол. 4 апреля. И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв

4 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Сегодня понедельник четвертой седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета – Апокалипсисом Иоанна Богослова. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста Святая Церковь не полагает читать во время богослужений новозаветные отрывки из Апостола и Евангелия, за исключением особых случаев – больших праздников.

В прошлый раз мы с вами дочитали 2-ю главу Апокалипсиса, и сегодня перейдем к 3-й главе, продолжив чтение послания семи церквям Асийским. Мы прочитали послания церквям в Ефесе, в Смирне, в Пергаме и в Фиатире. Теперь переходим к посланию ангелу Сардийской церкви.

1. И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

2. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.

3. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

4. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.

5. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

6. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

(Откр. 3, 1 – 6)

 

Это послание не такое длинное, как послание ангелу Фиатирской церкви. Город Сарды также находился на окружной дороге, которая начиналась и заканчивалась в Ефесе (Эфесе). В наше время эти города не существуют, разве что сохранились какие-то их остатки, как у некогда великого Ефеса, либо на их месте находятся другие города, например, Смирна – это современный Измир.

Город Сарды, как и Фиатира, не испытывал сильного давления со стороны пропагандистов культа императора и империи в целом. Мы говорили, что первые три церкви находились под большим влиянием пропаганды кесаря, но в Сардах такого не было. Город занимался в основном производством тканей, как и Фиатира. Здесь люди тоже состояли в общении и иногда в коллегиях со своими сотрудниками, соответственно, был момент соприкосновения с язычниками. Если человек отказывался участвовать в общих мероприятиях, то его соработники могли посмотреть на него как на отщепенца. В какой-то степени для христиан Сардийской церкви это было испытанием верности Христу.

•  … так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд…

Семь духов Божиих имеет Сидящий рядом с Небесным Владыкой, Богом – Сын Божий, Агнец, как Он здесь называется. Мы говорили, что под семью духами Божиими подразумевается либо полнота служебных духов, либо это метафорическое изображение третьей ипостаси Святой Троицы – Духа Святого. Семь звезд – это семь церквей.

•  … знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

Это обличение тоже очень метафорическое. Многие церкви, даже Коринфская (о чем мы прекрасно знаем из посланий апостола Павла в Коринф), обладая какими-то духовными дарованиями, считали себя живой церковью, особо одаренной сугубой благодатью Божией. Но при этом апостол Павел указывал коринфянам на то, что у них подчас нет самого главного плода Духа Святого – любви. Вспомним его знаменитый гимн любви в 13-й главе Первого Послания к Коринфянам, где речь шла о том, что без любви ничто не имеет значения. Вот и здесь мы видим, что церковь Сардийская вроде бы носит имя, будто живая, но на самом деле она мертва. Может быть, имелись и внешняя одаренность, и увлечение развитием даров Духа Святого, но внутренние взаимоотношения не были пронизаны любовью.

Братья и сестры, это наставление важно и в нашей современной ситуации. Наши реалии вообще имеют некоторое сходство с реалиями того времени, потому что, хоть мы с вами и не живем в Римской империи, где насаждается культ императора и физически уничтожаются христиане и церковь, но и мы во многом живем в языческом окружении. В наше время люди, даже называясь христианами, часто ведут языческий образ жизни. Я говорю это без всякого осуждения, а лишь как факт. Есть множество прекрасных людей, которые творят добро, но если размышлять о том, насколько они ставят Христа во главу своей жизни и стремятся к Самому Христу, а не к получению от Него каких-то земных благ, то тут встает проблема компромисса с окружающей действительностью. В подобной ситуации находились христиане I века, поэтому здесь и возникает параллель с нашим временем.

Не просто так в наше время появился каламбур, которые христиане иногда используют в разговорах между собой, говоря о разных приходах: есть ли там «живая жизнь»? Но какая же еще может быть жизнь, как не живая? Так вот, это некий перефраз написанного в Апокалипсисе: ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. То есть можно было бы так перефразировать это обличение: «Есть ли живая жизнь у вас в Сардийской церкви?». Братья и сестры, нам нужно быть очень внимательными, чтобы понять действительно ли в той общине, частью которой мы являемся (а каждого из нас зависит, какой является наша община), есть «живая жизнь», живые отношения, наполненные любовью, заботой и свободой во Христе, ибо без этого христианство не мыслится. Или это общество людей, которые не ощущают веяния Духа Святого, течения этой «воды живой», и от христианства там только внешний антураж?

Очень важно, братья и сестры, чтобы наша христианская жизнь была живой. Может, в каком-то смысле это ироничный каламбур, тем не менее он очень актуален в плане самокритики и размышления: действительно ли мы живем христианством, или ищем в нем благ для устроения земной жизни, а может быть, прячемся от реальности? Очень часто люди, не найдя себя в другой жизни, приходят в церковь и здесь закрываются от проблем, прячутся, как страус головой в землю. Они не растут, не развиваются, не двигаются к любви и радости во Христе, а продолжают жить в каком-то унынии, нереализованности, от этого появляется озлобленность по отношению друг к другу и окружающему миру, параноидальные настроения… Одно тянется за другим.

Такая община больше похожа на какое-то иудейское сообщество, где люди собрались, чтобы почувствовать, какие они замечательные и какие вокруг все нехорошие, идущие к погибели. В христианстве принцип прямо противоположный: открытость для того, чтобы большему количеству людей постараться возвестить о любви и радости Христовой, о спасении во Христе, чтобы спаслось большее количество людей. Мы становимся христианами не для того, чтобы собраться внутри церкви и радоваться тому, что все вокруг погибнут, а мы спасемся. Это скорее свойственно сектантскому мировосприятию, и очень важно, чтобы у нас в Церкви этого сектантского мировосприятия было как можно меньше, тогда мы действительно будем живой Церковью, у нас будет «живая жизнь». Иначе и к нам могут быть обращены слова из послания к ангелу Сардийской церкви, что мы носим имя, будто живая Церковь, развиваемся, пытаемся благовествовать другим людям, а на самом деле мы Церковь мертвая, которая движется к тому, чтобы стать маргинальным сообществом и другим людям ничего, кроме смерти, не возвещать.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать