Читаем Апостол. 31 октября. Потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью

31 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 5, ст. 1–10.

 

1. Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.

2. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;

3. только бы нам и одетым не оказаться нагими.

4. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.

5. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.

6. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, —

7. ибо мы ходим верою, а не видением, —

8. то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.

9. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;

10. ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.

(2 Кор.5,1–10)

 

Замечательный отрывок из Второго послания к Коринфянам, где апостол Павел говорит о желании христиан совлечься ветхого тела и облечься в новое духовное.

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Здесь апостол Павел поэтично изображает ситуацию, когда человек живет земной жизнью и уповает на жизнь будущего века. Сказано, что земной наш дом – хижина. Возможно, хижина не совсем адекватный перевод, речь идет скорее о палатке: это сооружение всегда имеет некоторый временный характер. Хижина, какая бы она ни была, все-таки может быть более долговечной. Палатка же подразумевает, что когда-то должно быть воздвигнуто более капитальное, фундаментальное здание.Примером может быть приход в г. Тосно, где я тружусь: летом и осенью мы проводим богослужения в палаточном храме и всеми силами стремимся воздвигнуть деревянный храм, чтобы молиться в нем в зимнее холодное время. На небесах же мы ожидаем и даже уже имеем дом нерукотворенный, вечный.

От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище. Красивый образ в слове воздыхаем. Действительно, когда мы стремимся к чему-то, то все свои силы хотим положить на осуществление этого, все наши мечты, желания, побуждения сердечные обращены к этой цели, к предмету нашего вожделения. Каждый человек, когда мечтает о счастье, устремлен к каким-то свершениям; даже если сам этого не понимает, подсознательно устремлен к чему-то высшему: так уж он создан. Человек не может быть счастлив, когда получает удовольствие лишь от удовлетворения биологических потребностей: есть, пить, спать, накапливать материальные блага. Вспомним прекрасные слова Блаженного Августина: «Ты, Господи, создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Сердце каждого человека все равно устремлено к соединению с высшей реальностью. Поэтому мы воздыхаем, говорит апостол Павел, желая облечься в небесное наше жилище. По мнению некоторых толкователей, здесь, возможно, было бы правильнее сказать не облечься (то есть не просто одеться), а переодеться, переоблачиться в небесное наше жилище.

Только бы нам и одетым не оказаться нагими. Даже когда мы водворимся в этом новом теле, не оказалось бы так, что в некотором смысле мы обнажены, недостаточно были вместе со Христом, недостаточно были едины с Ним.Тогда в этом смысле мы окажемся отверженными, то есть вне присутствия Христа. Если мы здесь были вне Его присутствия, то, конечно, и там наше присутствие с Ним окажется нелогичным.

Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. Это очень важный богословский момент, дорогие братья и сестры, потому что в христианстве, в библейской традиции всегда шла речь о воскресении мертвых в новом теле. Со старого тела человек совлекается, то есть «снимает с себя» это старое тело, как одежду, и облекается в «одежду»новую – новое тело. В христианстве никогда не было такого понятия, что человек будет жить вечно без тела. Идея о бессмертии души в чистом бестелесном виде – это идея в большей степени античная, платоновская.В некотором роде она вошла и в наше христианское богословие, и даже в обыденное сознание, то есть очень часто люди говорят, что они христиане и поэтому верят в бессмертие души, но это не совсем точно. Христиане верят в то, что они будут воскрешены силой Господа Иисуса Христа, находясь в Господе, и будут облечены в новое духовное тело. Оно будет духовное, но тело; то есть это будет не бестелесное существование. Поэтому здесь апостол Павел и говорит: не хотим совлечься, то есть не желаем быть «голой» душой, но желаем облечься в новое бессмертное тело, чтобы смертное поглощено было жизнью.

На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением. Здесь, на земле, в большинстве мы доверяем Господу и верим, потому что сами этого еще не видим. Есть люди особой степени святости, просвещенные Духом Святым, которые не просто верят, но видят, как действует Господь, возможно, уже видят духовный мир своими духовными очами. Но если мы берем основную массу – нас, немощных людей, – то мы многого не видим: духовный мир для нас недоступен, закрыт, и мы живем верою.

То мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. Апостол Павел вновь говорит о том, что мы желаем выйти из этого ветхого тела и водвориться у Господа в новом теле. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными. Живя ли здесь, на земле, или же уже приближаясь к смерти, – в любом состоянии, в любое время нашей жизни –мы стараемся быть угодными Богу. Почему? Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Апостол Павел провозглашает здесь идею Суда: в конечном итоге все люди воскреснут телесно, но дальше будет Суд, надо будет понять, кто делал доброе или злое, хорошее или плохое, и каждому будет определено место. Однако не потому, что Бог какой-то судья и наши отношения с Ним носят юридический характер.Человек, который прилепился к доброму, и в новом теле будет стремиться быть рядом с этим добрым – со светом, с Богом, а тот, кто прилепился к худому, злому, тот и в новом теле будет устремлен туда же, куда он был устремлен здесь, на земле, в своем еще ветхом земном теле.

Напоминаю о необходимости для нас ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

 

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать