Читаем Апостол. 31 марта. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч

31 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Сегодня четверг третьей седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета – Апокалипсисом Иоанна Богослова. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста Церковь не читает за богослужением отрывки из Нового Завета: ни из «Апостола», ни из Евангелия.

В прошлый раз мы с вами говорили о послании ангелу Смирнской церкви (Откр. 2, 8 – 11). Теперь перейдем к посланию ангелу третьей церкви – Пергамской.

12. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:

13. знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

14. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

15. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

16. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

17. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

(Откр. 2, 12–17)

Очень интересное послание, дорогие братья и сестры. Напомню, что фактической столицей, самым важным и крупным городом провинции Асия был Ефес (Эфес), а формальной столицей и резиденцией Римского представителя был город Пергам. Там был огромный величественный алтарь, посвященный богу Зевсу, который сейчас хранится в Берлинском Пергамском музее. Кроме того, в Пергаме процветали другие языческие традиции. Там было святилище знаменитого бога Асклепия, к которому обращались с просьбами о здоровье. Это святилище и алтарь, посвященный Зевсу, были серьезным фактором языческого влияния. Христианам в Пергаме, так же как в Ефесе и в Смирне, было очень непросто противостоять этому языческому напору: здесь и представитель Римской власти, и огромный алтарь Зевса.

13. знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

Скопление языческих ценностей называется здесь престолом сатаны. Но Иоанн Богослов хвалит христиан Пергама за то, что они не отреклись от веры Христовой, несмотря на то, что был умерщвлен верный свидетель Антипа. Свидетель – это человек, который свидетельствует о Евангелии, о Христе. Если мы говорим о христианском свидетеле, μάρτυς по-гречески, то это юридическое понятие, оно подразумевает свидетельство именно на суде. При переходе этого слова в другие языки его часто оставляли без перевода, например, martir в латинском и других европейских языках, которые берут начало от латинского. Корень mart означает «мученик»; гора Монмартр в Париже переводится как «Гора мучеников». Иногда это слово, как у нас в славянском языке, переводили по какому-то внешнему признаку: свидетелей жестоко мучили, значит, они мученики. Нужно помнить, что христианин, который свидетельствует о вере во Христа, в первую очередь является именно свидетелем, потому что собственно за это его мучают те, кто с ним не согласен. Мучения и страдания это не самоцель, они не ценны сами по себе, потому что можно быть замученным и страдать совершенно не по принципиальным фундаментальным вопросам нашей жизни. Важно именно само свидетельство, которое, если понадобится, должно продолжаться до смерти.

14. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

15. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

Мы с вами уже сталкивались с именем Валаама и загадочными Николаитами. Мы помним, что Валаам – это персонаж из Ветхого Завета. В иудействе он являлся воплощением человека, который совращал народ Божий к идолослужению, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Это были главные признаки совращения в язычество, потому что все мясо было посвящено какому-то языческому богу, поэтому вкушение идоложертвенного означало служение идолам. По крайней мере, так думали многие. При этом апостол Павел говорил, что если кто-то имеет «сильную совесть» и понимает, что идол не существует, то можно вкушать такое мясо, если это не служит кому-то соблазном. Тем не менее, желательно воздержаться от идоложертвенного, чтобы не впасть в идолослужение и не быть соблазном.

Термин любодеяние часто использовался для обозначения неверности народа Божия истинному Богу. Слово блуд в Ветхом Завете чаще всего употребляется именно в этом значении: «блудодействовал народ Мой с чужими богами», то есть поклонялся чужим богам. Само слово блуд, которое мы обсуждали в другом контексте, по-гречески звучит как πορνεία и происходит от глагола πορνεύομαι, что в переводе означает «продавать себя». Получается, что когда отношения строятся на какой-то дополнительной выгоде, не искренни, не открыты, происходят из собственного эгоизма, тогда их можно назвать блудом. Люди поклонялись Богу Истинному, но увидели какую-то выгоду в том, чтобы поклоняться языческим богам – и «соблудили», отказались от веры в Истинного Бога. Так же можно сказать не только об отношениях между человеком и Богом, но и между людьми: мужчиной и женщиной, друзьями, коллегами. Если в отношениях нет искренности, честности, прозрачности, а есть дополнительная выгода, это и есть блуд.

В данном случае блуд обозначает именно неверность людей Богу, а поскольку мы говорим о христианской эпохе, то неверность Христу. Некоторые люди в Пергамской церкви пытались примириться с языческими практиками, найти какой-то компромисс. Учение Николаитов, которое ненавидит Бог, в какой-то степени синонимично учению Валаама даже с лингвистической точки зрения. Еврейское имя Валаам и греческое Николай обозначают одно и то же: «победитель народов». Возможно, что это чисто лингвистическая символика: Валаам, реальный персонаж Ветхого Завета, который совращал израильтян в язычество, в греческом языке звался бы Николаем. Соответственно, николаиты – символическое название людей, которые идут на компромисс с язычеством и Римской империей, возможно, участвуют в идоложертвенных трапезах и тем самым предают свою веру.

16. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

17. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

Очень красивый образ: камень, на котором написано новое имя, известное только Богу и самому человеку. Новое имя – это новая сущность, а значит, человек входит в новое состояние, где, как мы говорим, «новая земля и новое небо». Его новое имя известно только ему и Богу, и это очень важно, братья и сестры, потому что мы предстанем перед Богом именно один на один. Все наши земные отношения, какие бы они ни были, являются школой любви: они призваны нас к чему-то привести, чему-то научить, мы должны через них вырасти и потом предстать перед Богом один на один. В этой ситуации мы не сможем опереться ни на близких, ни на друзей, ни на знакомых; мы будем с Богом один на один.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать