Читаем Апостол. 31 августа. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

31 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Второе послание к Коринфянам. Глава 3, ст. 4–11.

 

4. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,

5. не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

6. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

7. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, –

8. то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?

9. Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.

10. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.

11. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

(2 Кор. 3, 4–11)

 

Как я и сказал, в этой части Послания – с конца 2-й главы по 6-ю мы находим самые интересные, глубокие, тонкие мысли апостола Павла богословского характера. Уже потом, во второй части Послания, будет больше практических советов и рекомендаций Павла, в том числе связанных со сбором пожертвований, более земной частью жизни Церкви. А здесь мы видим великолепные образы, великолепное богословие в Павловом стиле, где он как всегда говорит о преимуществе Нового Завета – того времени, которое открылось с пришествием Христа.

4. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,

5. не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.

6. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.

Знаменитая мысль апостола Павла о том, что закон может только идентифицировать преступление, это только лакмусовая бумажка. Он показывает человеку, где неправда, где зло; иногда провоцирует его, потому что запретный плод всегда сладок, и в конце концов наказывает человека. Человек не преображенный, в своей греховной сути, греховном состоянии не может выполнить закон. Получается, человек обречен, когда встречается с законом. Эта мысль постоянно скользит во всех фундаментальных посланиях апостола Павла. И здесь то же самое: буква закона убивает, она не может дать человеку ничего положительного, кроме указания на то, что это плохо, так делать нельзя. Человек по своей греховности все равно это делает, и конец всему – смерть, казнь человека.

А вот дух животворит, и апостол Павел пишет, что он дал апостолам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, которая убивает, но духа, который животворит. Христос изменяет человека изнутри, делая его способным выполнить постановление закона, причем уже не только формально, по факту, но даже внутри себя человек уже не желает ничего противного закону.

Мы с вами не так давно говорили о 13-й главе Послания к Римлянам, где как раз было сказано, что любовь и есть исполнение закона, потому что любящий ближнего никогда не делает ему зла. В этом смысле все очень просто. Мы должны быть во Христе, Христос должен жить в нас, как Павел говорит в Послании к Галатам: «Не я уже живу, но живет во мне Христос» или в Первом послании к Коринфянам: «Мы имеем ум Христов». Чем глубже мы в это состояние вошли, чем больше в нас действует Дух и мы, соответственно, являемся водимыми Духом Святым, тем в большей степени мы являемся уже новозаветными людьми. Мы исполняем закон, поскольку это исходит из нашего сердца, делать хорошо, делать добро, нести любовь и свет становится потребностью нашего сердца. Причем мы исполняем закон, даже если иногда это нарушает формальные постановления закона. Вспомните Самого Господа: Он ради любви позволял в субботу ученикам растирать колосья, исцелял больных, заставляя их поднимать свою постель и нести ее. То есть формально Иисус Христос где-то в чем-то мог быть нарушителем закона, но, конечно, не Божьего, а закона, составленного людьми, человеческих преданий. Поэтому любой закон, даже если очень хороший, человека спасти не может.

Кроме того, множество законов человек придумывает исключительно по своей человеческой ограниченности. Иногда даже, к сожалению, законы придумываются не на пользу, исходя не из здравого смысла, а, наоборот, чтобы подтолкнуть человека в определенном направлении, сделать его жизнь в чем-то более сложной ради того, чтобы он преодолевал эти сложности через определенные мздовоздаяния. Мы все это прекрасно понимаем, иногда скорбим по этому поводу, но ничего не поделаешь. Если человек руководствуется греховными побуждениями, то он и закон поставит себе на службу. Вот в чем еще минус закона, братья и сестры, – закон всегда можно повернуть так, как удобно. Кажется, что он вроде незыблем, фундаментален, но стоит написать несколько поправок и определенным образом пересмотреть какие-то моменты, получится, что закон будет работать на руку не очень порядочному человеку. Закон, может быть, будет нечестно обогащать такого человека, хотя вроде бы все будет по закону. Поэтому, братья и сестры, закон никогда не может изменить человека, и неправильному человеку он может даже непроизвольно подыграть.

А вот внутреннее преображение – смысл христианства, Нового Завета. Помните: Новый Завет по-гречески – Καινὴ Διαθήκη [Кени́ Диафи́ки]. Смысл слова Καινὴ, или καινός [кено́с] отличается от другого греческого слова νέος [не́ос], которое означает что-то новое просто хронологически, например, когда вместо старой рубашки купил новую, но качественно они могут мало чем отличаться. Καινός – значит новый в своей сути, то, чего еще никогда не было. Это Сам Христос, Который преображает нас изнутри. Бог становится человеком, чтобы человек стал богом, – вот что происходит через Христа. И становясь обо́женным, человек, конечно же, становится, с одной стороны, исполнителем закона, а с другой стороны, независимым от закона, потому что он уже под благодатью, как пишет Павел в Послании к Римлянам.

7. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, —

8. то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?

Павел напоминает о таком моменте: когда Моисей получил закон Божий и спускался с Синайской горы, его лицо имело такое свечение, сияние, что он вынужден был закрывать его покрывалом, чтобы не ослепить своих сородичей. Но здесь апостол Павел трактует немного по-другому, переворачивая смысл тех событий. Сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей. По мнению Павла, через какое-то время лицо Моисея переставало светиться, то есть сияние Божественной благодати оставляло его, но он все равно прикрывал лицо, и люди думали, что свечение все еще сохраняется, тем самым Моисей вводил их в заблуждение. Он видел, что сияние заканчивается (славы лица его преходящей), – что делать? Если он снимет покрывало, люди увидят, что лицо больше не сияет, и подумают, что время закона истекло. Моисей понимал, что это чревато некими последствиями, впадением в какое-то беззаконие, поэтому не раскрывал людям тот факт, что его лицо уже не светится. Так апостол Павел по-своему интерпретирует эти события ветхозаветной истории.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать