Читаем Апостол. 30 марта. Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское

30 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Сегодня среда третьей седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета – Апокалипсисом Иоанна Богослова. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста Святая Церковь за богослужением не читает отрывки из Нового Завета: ни из Апостола, ни из Евангелия.

В прошлый раз мы с вами прочитали первые семь стихов второй главы – послание ангелу Ефесской церкви. Бог повелел Иоанну записать в книгу все, что он увидит и как некое послание отправить ангелам семи церквей. Напомню, что ангел церкви, скорее всего, ангел-хранитель конкретной церкви, подобно тому, как он бывает у человека и у народа.

С 8-го стиха 2-й главы начинается послание ангелу Смирнской церкви.

8. И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:

9. Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

10. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

11. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

(Откр. 2, 8–11)

 

Напомню, что все указанные города находились на окружной дороге, которая начиналась и заканчивалась в главном городе провинции Асия – Эфесе. Сейчас мы не имеем этих городов, на их месте сохранилось немногое либо расположены другие населенные пункты. Скажем, древняя Смирна – это современный город Измир в Турции. Кто посещает эту страну с экскурсионными (а не только развлекательными целями), тот может лучше знать эти названия и представлять, что где территориально находится.

8 .... так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив.

Мы помним, что Первый и Последний, начало и конец – самонаименования Бога, которые могут быть также применимы к Иисусу Христу. Мы уже видели в 1-й главе, что Иоанн Богослов через разные литературные средства, образы и символы Ветхого Завета показывает равенство Бога Отца Иисусу Христу. Здесь мы очевидно видим, что речь идет об Иисусе Христе, потому что Он был мертв, и се, жив, то есть умер и воскрес.

В то время ситуация в Смирне была во многом похожа на ситуацию в Эфесе, где, как мы говорили, был построен храм в честь императора Домициана, правившего в 90-х годах I века. Как раз после его правления Иоанн Богослов писал Апокалипсис в ссылке на острове Патмос, куда, как считается, и был отправлен Домицианом. В Смирне еще раньше был построен храм первой богине Роме, олицетворявшей собой Римскую империю, Рим (на языке жителей он звучит как «Рома», слово женского рода). Позже там был построен храм в честь императора Тиберия, при котором был распят Господь Иисус Христос (а родился Он при императоре Августе). Поэтому в Смирне тоже процветал культ императора, и проблемы были схожими с теми, что были у христиан Эфеса. Каким образом противостоять пропаганде этого культа, когда всех людей, и в том числе христиан, заставляли приносить жертвы не только языческим богам, но и императору, живому человеку, который тем не менее почитался за бога. Традиция почитать императора в качестве бога идет с Востока, например, в Египте фараона почитали сыном бога. У Рима изначально такой тенденции не было, наиболее знаменитый римский император Юлий Цезарь не был о себе столь высокого мнения, чтобы провозглашать себя богом. У императора Августа тенденция изменилась, хотя и не сильно, но в честь него уже был построен храм в Пергаме (мы будем говорить о Пергамской церкви чуть позже), а следующему императору – Тиберию был построен храм в Смирне. Если же говорить о таких императорах, как Калигула и Нерон, то они почитали себя очень высоко. Калигула вообще хотел повсеместно установить свой культ, поставить свою статую в Иерусалимском Храме, то есть повторить то, что сделал Антиох-Епифан во II веке до Рождества Христова. Но Промыслом Божиим Калигула был убит раньше, чем удалось воплотить этот указ. Несмотря на то, что почитание императора за бога не является исконно римской традицией, тем не менее эти восточные почести, наверное, как-то одурманивали и римских правителей. И некоторые из них – наиболее честолюбивые или даже не вполне психически здоровые (если вспомнить Калигулу и Нерона) желали, чтобы им воздавали божественные почести.

9. Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

Здесь апостол Павел достаточно жестко говорит об иудеях. Дело в том, что до разрушения Иерусалима иудеи и христиане еще не разошлись окончательно, но во многом считались одним целым. Хотя, с точки зрения иудеев, христиане были еретиками и сектантами, а с точки зрения Римской империи они довольно долго воспринимались как иудейская секта, тем не менее после разрушение Иерусалима и еще какое-то время спустя, к концу I – началу II века пути христиан и иудеев разошлись. Иудеи сильно злословили и клеветали на христиан, а мнение языческого народа и государственной власти Римской империи по большому счету формировали именно иудеи. Как пишет во II веке Иустин Философ, часто именно благодаря этой иудейской «пропаганде» христиан гнали за одно это имя. Иудеи чернили христиан, выставляли их как нарушителей устоев, от чего христианам было очень плохо. Если вспомнить первые гонения, описанные еще в книге Деяний, то, конечно, они исходили от иудеев. Если говорить как есть, то собственно религиозные гонения христиане терпели именно от иудеев, которых не устраивала вера христиан во Христа как Мессию. Это возмущало иудеев и заставляло гнать и злословить христиан.

Преследования Римской империи в большей мере носили политический характер, поскольку почитание языческих божеств и самого императора – знак лояльности по отношению к Риму, то есть более политика, чем религия в собственном смысле слова. Чисто религиозные гонения на христиан воздвигались всегда иудеями, а политические гонения со стороны римлян часто, если была такая возможность, подогревались иудеями. Поэтому здесь апостол Павел четко говорит, что ветхозаветные иудеи не сборище (собрание), или по-гречески синагога, Господа, а синагога сатаны, так как они противостоят благой вести, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Потому истинные иудеи – это христиане, ведь само название «иудей» происходит от сына Иакова Иуды, а имя Иуда переводится как «похвала Божия», «хвалящий (или хвалимый) Господа». Поэтому получается, что христиане становятся «похвалой Божией», а не те иудеи, которые не приняли Христа. Мы помним прекрасную игру слов из Послания апостола Павла к Римлянам: не тот иудей, кто иудей по букве, а тот иудей, кто иудей по духу, тому похвала не от людей, но от Бога. То есть истинные иудеи, истинная похвала Божия – это христиане, а не те иудеи, которые распяли Господа.

Последующий текст мы прочитаем в следующий раз.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать