Читаем Апостол. 30 июня. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона

30 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 5, ст. 10–16.

 

10. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

11. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

12. Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.

13. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.

14. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.

15. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.

16. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.

(Рим. 5, 10-16)

 

Апостол Павел продолжает размышлять, что все мы спасаемся по благодати, по вере, благодаря той любви, которую проявил к нам Бог, пославший Сына Своего Единородного, чтобы Тот умер за весь человеческий род и чтобы Его смертью, страданиями и воскресением все имели возможность спасения. Как мы помним, в 1-й главе Павел говорил о гибельности языческой части человечества, потом о том, что иудеи, хотя и принадлежат к богоизбранному народу, находятся не в лучшем положении, поскольку они не исполняют закон, то не являются принципиально лучше язычников. Потом он говорил, что все становятся духовными детьми Авраама, потому что все спасаются по вере. И теперь, в 5-й главе Павел приступил к изложению того, как происходит спасение, как явила себя безграничная, всепрощающая и всепокрывающая любовь Божия, как она дала человеку возможность спасения. Закон спасения не дал, во-первых, потому, что не может спасать, но только определять преступление. Во-вторых, получается, что обетование было дано Аврааму еще до закона, до обрезания, значит и опираться надо на обетование: оно объединяет в себе всех, в то время как обрезание выделяет лишь иудеев.

Начало 5-й главы мы выпускаем (прочитаем его, видимо, в выходные дни), а начинаем чтение с 10-го стиха:

10. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

11. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

Павел пишет здесь, как происходит наше с вами избавление от греха и от невозможности быть оправданными посредством закона. … Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то есть мы враждовали с Богом, хотя, Сам Бог, конечно, ни с кем не враждует, ни на кого не обижается, но всегда неизменен и верен, мы сами из-за греха находились в состоянии вражды: постоянно нарушали волю Божию. К сожалению, и сейчас, живя в новозаветную эпоху, мы нередко находимся в состоянии этой вражды. Тем не менее, если говорить принципиально, то эту вражду уничтожает Сын Божий Иисус Христос, и мы становимся примиренными с Богом смертью Его Сына, через искупление, которое даровал нам Иисус Христос.

Тем более, примирившись, спасемся жизнью Его, то есть теперь мы не воюем с Богом, но находимся с Ним в совершенно иных изначальных отношениях. Как говорится в отрывке из Послания к Галатам, который мы часто вспоминаем: во Христе Иисусе мы уже не рабы – мы дети. Мы не относимся к Богу как к господину и хозяину, не являемся по отношению к Нему бесправными рабами, которые могут только выслуживаться, зарабатывая на кров и пищу, лишь бы нас не выгнали и не лишили жизни, а по большому счету нам все равно. Нет, наши отношения в Новом Завете через Христа Иисуса становятся отношениями детей и любящего отца – это качественно иные отношения, это отношения не вражды, не безразличия, а отношения любви, мира. Через Иисуса Христа мы примирились, поняли, что Бог – наш любящий Отец и нам не нужно враждовать. Поэтому с этой позиции мы спасемся жизнью Иисуса Христа, если будем причастными к Его жизни.

Спаситель говорил про Себя: Аз   есмь   путь,  и   истина,  и   жизнь. То есть если мы будем жить во Христе, и Христова жизнь будет пребывать в нас по словам апостола Павла «не я живу, но живет во мне Христос», и, как говорил Сам Господь в Евангелии от Иоанна: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем». Вот зачем мы ходим на Причастие: мы становимся частью Христа и по Его слову пребываем в Нем, а Он пребывает в нас – такая двусторонняя мистическая связь. Если мы будем пребывать в Нем, а Он в нас, то мы действительно спасемся Его жизнью, потому что уже примирились с Богом, уже имеем, образно говоря, совсем другой старт, но теперь, встав на этот путь, нам нужно пройти его до конца и наследовать Царство Божие. И мы уже это совершаем, становясь причастниками жизни Господа Иисуса Христа, уже идем от старта к финишу, если так можно выразиться. Первое мы обретаем благодаря Его смерти и искуплению, второе – благодаря жизни во Христе, это очень важный духовный момент, даже мистический в каком-то смысле слова.

12. Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. То есть в Адаме, как в некой корпоративной личности, согрешило все человечество, все человечество было обречено на грех и смерть.

13. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Тоже очень интересный и важный момент. Мы говорили, что пока закона нет, грех вменить нельзя. Только когда появляется закон, появляется преступление. Возникает вопрос: может быть, когда нет закона, тогда нет не только преступлений, но и вообще греховности как таковой? Но здесь апостол Павел обращает внимание на то, что грех в мире был и до закона. Как доказать, что грех существовал в мире и до закона, если его нельзя было вменить, определить?

14. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Вот главное доказательство – смерть, согласно библейскому богословию являющаяся одним из главных следствий греха, царствовала от Адама до Моисея. Адам согрешил, и в нем согрешили все, всё человечество стало наследовать грех, тогда еще неосознанно. И от Адама до Моисея все всё равно умирали. А с Моисея пришел закон и грех стал вменяться – человек понял свою немощь и греховность, в то время как от Адама до Моисея человек был грешен, но вменить ему этот грех было невозможно. Вот какова логика апостола Павла и какому выводу он хочет сподвигнуть нас с вами. Это очень важно, будем помнить это, дорогие братья и сестры, и дальше, когда продолжим читать текст Послания к Римлянам.

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать