Читаем Апостол. 30 декабря. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих

30 декабря 2015 г.

Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 1, ст. 1–18.

 

1. Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться.

2. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,

3. зная, что испытание вашей веры производит терпение;

4. терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

5. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.

6. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

7. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

8. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

9. Да хвалится брат униженный высотою своею,

10. а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.

11. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

12. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

13. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,

14. но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

15. похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.

17. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

18. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

(Иак. 1, 1–18)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами совершили большой скачок назад с точки зрения оглавления. Мы прочитали послания апостола Павла, закончив последним по списку Посланием к Евреям. Теперь церковный календарь возводит нас вверх по оглавлению, к первой книге после Евангелия и книги Деяний.

Мы знаем, что, согласно церковному календарю, четыре Евангелия читаются друг за другом, а апостольские произведения, к которым относится всё от книги Деяний до Послания к Евреям, прочитываются в разное время в течение церковного года. Книга Деяний читается сразу после праздника Святой Пасхи до праздника Святой Троицы. В текущий период завершается чтение всех Посланий апостола Павла. Мы прочитали их не все, поскольку начали с определенного момента, но обязательно подойдем к непрочитанным Посланиям; очень интересны Послание к Римлянам, Первое послание к Коринфянам.

Сейчас Церковь обращает нас к чтению соборных посланий других апостолов. Кроме посланий апостола Павла, в Новом Завете содержатся еще семь посланий других апостолов: одно послание апостола Иакова, два послания апостола Петра, три послания Иоанна и одно – Иуды. Если послания апостола Павла обращены к конкретным людям – церкви или человеку, как в случае в «пастырскими» посланиями, то эти семь посланий называются соборными, поскольку обращены ко всем, кто может их прочитать, ко всей полноте Церкви.

Первое соборное послание, согласно церковному надписанию, принадлежит апостолу Иакову. Это тот самый апостол Иаков, которого мы называем братом Господним, епископ, первый глава Иерусалимской церкви. Этот человек был сводным братом Иисуса Христа (сыном Иосифа от первого брака), также есть версия, что он был Его двоюродным братом. Самое главное, что он знал Иисуса Христа с детства. Мы помним, что братья «по плоти» не сразу признали Христа Мессией, великим пророком, и тем более Сыном Божиим, но после Воскресения апостол Иаков действительно последовал за Христом, возглавил Иерусалимскую церковь, был одним из авторитетных апостолов Иерусалимской церкви. Вспомним книгу Деяний, апостольские соборы в Иерусалиме. Апостол Иаков имел большой авторитет и в конце концов мученически погиб в Иерусалиме за проповедь христианства.

Как все послания, соборное послание апостола Иакова подчинено некоторому формуляру. Самый первый стих – так называемый прескрипт: указание, кто к кому обращается и благопожелание. Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться. Апостол Иаков со смирением называет себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа, служителем Его, хотя он был Его братом «по плоти», как мы говорим. Став апостолом Иисуса Христа, он признает Его достоинство и поэтому ему не зазорно называть себя служителем, рабом Иисуса Христа. Апостол Иаков обращается ко всем двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, ко всей полноте их.

Благопожелание: радоваться. Мы помним, что у апостола Павла традиционное античное благопожелание было христианизировано и обычно звучало как «благодать вам и мир», «благодать от Господа Иисуса Христа», то есть было пожелание благодати в том или ином виде. Вообще в античности прескрипт обычно завершался очень скромным благопожеланием длиной в одно слово: по-гречески χαίρ ε, по-латински salve – радоваться или радуйся. В данном случае у апостола Иакова мы тоже видим именно это слово, связанное с пожеланием радости.

Дальше он переходит к смысловой части своего послания: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Здесь по тексту все достаточно понятно. Апостол Иаков своим стилем и лексикой отличается от апостола Павла. Апостол Павел – выдающийся в своем роде миссионер, богослов, и его внутренний мир чрезвычайно богат. Он был очень образованным человеком, учился, по преданию, у Гамалиила, одного из известнейших иудейских учителей. К тому же, проповедуя язычникам, он неизбежно вынужден был «строить мосты» между иудейским и языческим миром, часто обращался к реалиям, связанным с жизнью язычников, поэтому его послания полемичны, насыщены какими-то подробностями, сложными умозаключениями, богословскими пассажами. Здесь мы видим, что наставления достаточно простые, понятные, потому что это все-таки другой человек со своим стилем, своей манерой изложения.

Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Достаточно понятные и очевидные слова, но смысл их очень интересен. Сомневающийся человек, у которого двоятся мысли, который не может совершить выбор, действительно не тверд во всех путях своих. Надо помнить, что само состояние выбора – принадлежность человека уже в его падшем состоянии. Мы иногда говорим, что свобода выбора – это чуть ли не богоподобная черта человека, но это не совсем так. Задумаемся: Бог, будучи всеведущим, всезнающим и свободным, нисколько не сомневается, а всегда знает, как поступить самым нужным образом и всегда поступает так, как должно. Человек же в своем нынешнем состоянии всегда колеблется, стоит перед выбором. Даже если первая мысль, пришедшая через сердце, через так называемую интуицию, будет от Бога, то у человека, как правило, все равно присутствует сомнение. Нечистый ум обязательно начнет человека стращать: как же так, а может быть так или эдак? Человек начинает запутываться в своем выборе и подчас выбирает решение, продиктованное не сердцем, а нечистым умом. Собственно, грехопадение началось в помыслах у Адама и Евы, и самый первый помысел был о том, что вообще можно выбрать жизнь без Бога и что жизнь без Бога может быть лучше, чем с Богом. Появился момент выбора, момент сомнения. Когда человек мечется, сомневается, то, как правило, в этом состоянии он выбирает то, что предлагает ему ум, а не сердце, через которое с нами говорит Господь. Поэтому, как только мы даем нашему лукавому уму ввести нас в состояние смятенного выбора, обусловленного нашими стереотипами, страхами, шаблонами и прочим, мы часто в конце концов избираем не то, что должно.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать