Аудио |
|
Скачать .mp3 |
2:14. Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
2:15. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
2:16. для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
2:17. Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.
3:1. Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
3:2. Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;
3:3. вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
(2 Кор. 2, 14 – 3, 3)
В прошлый раз мы с вами немного поговорили о версии некоторых библеистов относительно того, что Второе послание к Коринфянам, возможно, состоит из нескольких частей, которые попали в него из каких-то других посланий, то есть в результате некоего смешения отдельные части разных посланий оказались в одном. Собственно говоря, мы указали, что есть некоторые доводы и свидетельства в пользу этого. Мы с вами перенеслись с 13-го стиха 2-й главы на 5-й стих 7-й главы и увидели, что логика повествования сохраняется там практически безупречно. А с 14-го стиха 2-й главы (если держаться этой гипотезы) начинается другой отрывок – очень самобытный, интересный, богословски насыщенный. Мы сейчас увидим, что между 2-й и 7-й главой очень много говорится о каких-то богословских моментах и аспектах, в то время как в 8-й главе и позже речь будет больше идти о практических моментах. Очень много внимания апостол Павел посвятит вопросу о сборе милостыни в пользу Иерусалимской церкви и некоторым другим моментам. Действительно, самые интересные с точки зрения богословия идеи, символы заложены в тексте с конца 2-й по конец 6-й главы, а потом опять начинается гипотетическое послание, которое было оборвано в 13-м стихе 2-й главы.
14. Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
15. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
16. для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
Очень красивый образ. Когда римское войско возвращалось из какого-то похода (нередко в этом участвовал император или какой-нибудь знатный полководец), то процессию встречали благоуханиями, кидали лепестки цветов, от которых тоже шло благоухание. Получалось, что для победителей это был запах, означающий жизнь, так как войско прошло победный путь, сокрушило своих врагов. А для проигравших это благоухание было к смерти. Несмотря на то, что оно источает приятный аромат, это на смерть для тех, кто противится победоносному войску.
Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе. Апостола Павла, видимо, укоряли в том, что он как-то повреждает слово Божие. Может быть, казалось, что он упрощает евангельскую весть, ведь он постоянно говорит о том, что закон не спасает. И в Первом послании к Коринфянам, и особенно в Посланиях к Римлянам и к Галатам сказано, что закон не спасающая сила, он только указывает на грех. Павел был великим проповедником с христианской свободой, свободой во Христе, и он очень четко понимал, что это такое, мы об этом говорили уже не один раз. Однако само слово «свобода» и то, что закон в некотором смысле оказывается только вспомогательным средством, а не спасительной силой (то есть перед лицом благодати, Нового Завета он теряет свое исключительное и принципиальное значение), могло многих смущать. Многим казалось, что Павел проповедует анархию, вседозволенность, упраздняет закон, поощряет какой-то расслабленный образ жизни.
Сейчас такое тоже иногда бывает, когда консервативно настроенные христиане и более (условно говоря) либерально настроенные христиане спорят между собой. Одни говорят: «Вы слишком расслабляете, говорите о любви Божьей, о вере, не говорите о муке вечной, о суде». Часто такие высказывания относились к покойному митрополиту Антонию Сурожскому. Он прекрасный проповедник, недаром его называют «апостолом любви» (даже фильмы о нем вышли именно с таким названием). Но есть люди, которые говорят, что владыка Антоний слишком много пишет о любви, доверии, о встрече, о радости. Кстати, те же обвинения постигли замечательного известного греческого проповедника и аскета Порфирия Кавсокаливита, который тоже говорил, что Бог – это Радость, Бог – это Свет. А консервативным, возможно, несколько мрачным людям кажется, что это расслабляет, повреждает слово Божие, делает его не таким жестким, принципиальным, давящим. Такие конфликты были и есть до сих пор, ничего с этим не поделаешь.
Наверное, кто тогда не понимал апостола Павла, тот и сейчас не понимает, и отсюда эти конфликты. Кто Павла понял, почувствовал, растолковал, впустил его идеи в свое сердце, тот смотрит на мир по-другому. Действительно, братья и сестры, как бы мы ни говорили о значении апостола Павла, умаляли его или преувеличивали, факт остается фактом: не познав апостола Павла, не прочитав, не восприняв его идеи и толкования христианства, очень трудно стать настоящим христианином. Возможно, в этом кроется причина непонимания, конфликтов и того, что многие христиане все еще как будто живут в Ветхом Завете, словно Новый Завет не наступал.
Павел здесь говорит: мы не повреждаем... Это очень интересное слово. Можно взять оригинальный греческий текст или даже прочитать его в славянском переводе: «Мы не корчемствуем», от слова «корчма», то есть трактир. Так в древнем славянском языке назывались места, где люди собирались, чтобы покушать, выпить, посидеть, и считалось, что очень часто в этих заведениях вино разбавляют, чтобы заработать больше денег. Эта проблема, вероятно, актуальна и по сей день: в наших «корчмах», кафе, барах, тоже, наверное, иногда разбавляют какие-то алкогольные напитки, то есть обманывают, повреждают, и это отражается на качестве того, что человек потребляет. Павел использует как раз этот образ: «Мы этим не занимаемся, не разбавляем слово Божие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе».
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!