Читаем Апостол. 30 апреля. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

30 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 6, ст. 3–11.

 

Сегодня Великая Суббота –  последний день перед Праздником Святой Пасхи. Каждый день Страстной седмицы уникален. Если Четверг –  это день установления таинства Евхаристии, Пятница –  день, когда мы вспоминаем распятие Господа, то Суббота –  день, когда Христос телом находится во гробе. Также мы называем ее Субботой великого покоя, ведь само слово «шабат» (суббота) означает «покой», поэтому Великая Суббота –  это великий покой, когда Сам Бог субботствует. Действительно, это уникальный, умилительный день, когда чем ближе мы к полуночи, тем таинственнее и глубже ощущаем приближение Светлого Христова Воскресения.

Сегодня Святая Церковь предлагает нам отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, который также всегда читается во время таинства Святого Крещения. Связано это с тем, что в древней Церкви именно в день Великой Субботы, во время Божественной литургии чаще всего и в большей степени совершалось крещение людей. Поэтому совпадают и апостольское чтение (хотя крещение стало совершаться отдельно от литургии), и евангельское чтение, только в Великую Субботу читается пространный отрывок, а во время таинства Крещения короткий.

3. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

4. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

5. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,

6. зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;

7. ибо умерший освободился от греха.

8. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,

9. зная, что Христос, воскресший из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.

10. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.

11. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

(Рим. 6, 3–11)

 

Прекрасный отрывок, где апостол Павел осмысляет значение таинства святого Крещения. Мы знаем, что  через крещение человек входит в Церковь. Что же это такое? Согласно апостолу Павлу, это символическая причастность человека к смерти и воскресению Человека Иисуса Христа. Это очень важно, дорогие братья и сестры, ведь в наше время мы с вами не относимся так к крещению. Во-первых, мало кто сейчас крестится во взрослом возрасте: многие крещены в детстве, а те, кто не были, довольно редко приступают к таинству Крещения. Такие случаи, конечно, бывают, но в процентном соотношении их не очень много. Именно до этих людей пытаются донести смысл и важность таинства Крещения. Если говорить о детях, то сам ребенок в момент крещения не может полноценно осознавать происходящее, что касается родителей и крестных, их отношение к крещению далеко не такое, как описывается апостолом Павлом. Крестят часто по обычаю, традиции, чтобы ребенок не болел, не капризничал, чтобы порчу не навели и еще по множеству причин, но найти людей, воспринимающих крещение как символическую смерть, очень трудно, а ведь именно в этом смысл Крещения. Мы с вами призваны пережить эту символическую смерть, или, как говорит один философ, умереть великой смертью, для того чтобы возродиться к иной жизни. Часто мы задаем себе вопрос: А как христианину быть действительно христианином? Как ему жить этой новой жизнью? Как умертвить ветхого человека? Как изменить свое сознание, то есть покаяться? На самом деле, главным фактором этого изменения и является переживание всем своим существом этой великой смерти. В момент крещения это совершается как бы единократно: человек впервые входит в Церковь; потом он получает «подпитку» и вновь и вновь переживает это ощущение великой смерти, главным образом участвуя в таинстве Евхаристии. И это очень важно, потому что, не понимая того, что мы призваны именно умертвить ветхого человека, а не как-то улучшить его, наверное, заключен смысл того, что значит быть христианином. Потому что часто мы думаем, что в христианстве мы меняемся, становимся лучше, как бы шлифуем своего внутреннего человека, но все-таки ветхого. А на самом деле смысл в том, что ветхий человек должен умереть. Что значит «умереть» и кто такой этот «ветхий человек»? Это человек эгоистичный, который все в мире меряет своим «эго». А когда этот ветхий человек умирает, на его место выходит новый человек, который на все смотрит с позиции любви и постоянно подпитывает ее соединением с Христом.

Как точно сказано в этом Послании:

4. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

5. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения.

Слово «соединять» очень интересное: глагол «симфио» (соединять) дословно переводится как «расти вместе». Существительное от этого глагола – «симфисис» переводится как «прививка», например, когда мы прививаем одно растение к другому, или когда нас прививают от какой-то болезни (обычно детьми). То есть речь идет о том, что когда мы крестимся –  умираем и совоскресаем со Христом, то становимся привитыми к Нему, в нас начинает течь Его жизнь. Да, может быть, остатки ветхой, эгоистичной жизни будут еще долгое время мешать нам жить новой жизнью, но все-таки жизнь Христова с момента крещения, начинает, метафорически выражаясь, течь по нашим жилам. И каждый раз, когда мы причащаемся, мы, так сказать, обновляем в себе эту прививку, эту жизнь Христа. Можно привести другую аналогию из современной жизни, сравнив эту прививку с антивирусной программой. Компьютерные вирусы постоянно изменяются, точно так же, как и в медицине вирусы постоянно модифицируют, поэтому и антивирусные программы, и прививки постоянно должны меняться. Так и здесь: наш ветхий человек сражается, он не хочет окончательно сдавать позиции. Причащаясь Христу, мы постоянно обновляем нашу антивирусную программу, в нас становится все больше и больше Его жизни, тем самым мы все больше и больше становимся похожими на Христа, для того чтобы, может быть, подобно апостолу Павлу, в какой-то момент произнести его слова из Послания к Галатам: я сораспялся Христу, и уже не я живу, а живет во мне Христос. Вот та цель, тот стимул, к которому призван каждый христианин через крещение и причащение Святых Христовых Таин.

Сегодня мы с вами говорим о крещении, а два дня назад, в Великий Четверг, размышляли о великом смысле Причастия. На этих базовых вещах и зиждется вся духовная практика христианина. Надо понимать, дорогие братья и сестры, что эта практика  постоянно призывает нас к соумиранию со Христом, постоянному переживанию этой великой смерти и постоянному воскресению для жизни новой, и особенно важно прочувствовать и понять это в преддверии Светлого Праздника Христова Воскресения. Потому что если мы проведем Великий пост и Страстную седмицу таким образом, что сможем всем своим существом понять, что все это означает, то и Пасху встретим (буквально уже сегодня ночью) с особым ощущением, особенно прочувствуем этот момент. Поэтому я всем нам желаю этого, поздравляю с наступающим Праздником, и, конечно, напоминаю, о необходимости читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать