Читаем Апостол. 3 января. Постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность

3 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Евреям. Глава 4, ст. 1–13. 

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы с вами продолжаем размышлять над ежедневными апостольскими отрывками вместе с Церковью. И сегодня, во вторник, 3 января мы прочитаем отрывок из послания апостола Павла к Евреям, 4 главу, с 1-го по 13-й стих. Вот как звучит этот отрывок на русском языке в синодальном переводе:

1. Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.

2. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

3. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира.

4. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

5. И еще здесь: «не войдут в покой Мой».

6. Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,

7. то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».

8. Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.

9. Посему для народа Божия еще остается субботство.

10. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.

11. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

12. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

13. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

(Послание к Евреям 4:1-13)

Итак, братья и сестры, мы продолжаем знакомиться с посланием апостола Павла к Евреям. В прошлый раз мы говорили о третьей главе, а сейчас мы читали самое начало  четвёртой. Так что и по хронологии и по смыслу сегодняшняя и вчерашняя наша беседы будут связаны.
Мы также говорили и о том, что вся эта книга, послание апостола Павла к Евреям, строится на системе прообразов. Автор напоминает нам о ситуациях, обстоятельствах, персонажах из Ветхого Завета и говорит о том, что в Новом Завете мы можем найти некую параллель к ним. Весь Ветхий Завет является прообразом того, что будет в Новом – того, что уже свершилось или  что ещё только происходит.
В данном случае речь идёт о том, как Моисей выводил свой народ из Египта в Землю обетованную. Напомню, что он начинал это, но заканчивал уже Иисус Навин. Если вы помните, сам Моисей в Землю обетованную не вошёл. То есть, можно сказать, что он разделил с определённой частью своего народа уготованную ему участь умереть в пустыне.
В прошлый раз я говорил о том, почему так случилось: вышедшие из Египта должны были оставить своё рабское мировосприятие, прежде чем войти в  Землю обетованную. Там уже не должно было быть рабов, но должны были быть свободные. И, поскольку Бог так решил, Моисей, как тот, кто вывел их из Египта, остаётся с ними в пустыне. А уже Иисус Навин вводит новых людей народа Божия, с новым мировосприятием, в Землю обетованную. Пусть эти люди не знали своего дома, были кочевниками, скитающимися по пустыне, зато у них не было опыта рабства. Они не вспоминали постоянно, как их родители, о том, как хорошо им жилось в Египте, где всё было стабильно – и пища и кров. Но зато не было свободы.
Итак, посмотрим ещё раз 4 главу.

1. Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.

2. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

Вот видите, эта система прообразов. Автор в послании к Евреям говорит о тех, кому было дано обещание (точнее, призвание) войти в покой – в Землю обетованную, как  место спасения.
Слово «покой», «мир», «шалом» - обозначает полноту благ. Мир (дословный перевод) – не просто отсутствие войны или какое-то безделье. Это не имеет ничего общего с нашим восприятием этого слова, как статичного состояния. Еврейское «шалом» означает именно динамичные, живые отношения с Богом.  Повторю, не просто какое-то пассивное состояние, бездеятельность, нет, а состояние активного общения с Ним. Пребывание в мире, тишине, единении, а не в противоборстве. Поэтому «покой», «шалом», «мир» – то, к чему стремился всякий иудей. Можно, впрочем, назвать это по-другому – спасение.  
Апостол Павел говорит о том, что если вы не поверите Богу, не доверитесь Ему, то не войдёте в покой, не наследуете спасение. Поскольку, как здесь написано:

не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

Слово, сказанное Господом, - неизменно, но если человек ему не доверяет, то пользы оно ему не приносит.
И дальше:

3. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира.

4. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

5. И еще здесь: «не войдут в покой Мой».

6. Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,

7. то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».

Здесь речь идёт о том, что «последний покой», «последний мир», «шалом», «спасение», даётся уже в Ветхом Завете, и там это было прообразовательно. Мы здесь видим, что цитируется Ветхий Завет. Повторю – очень полезно пользоваться параллельными местами. Если у вас есть такая Библия – хорошо, если нет – постарайтесь обзавестись таким изданием. Когда цитируется какой-то отрывок, фраза из Ветхого Завета, вы сразу сможете посмотреть на полях, что этот стих этой главы имеет параллель, например, в Ветхом Завете в Книге Исход или Псалтирь или ещё где-то.  И сможете сразу обратиться к нужному месту.
В отрывках, которые здесь цитируются, есть элементы антропоморфизмов. Мы уже говорили об этом раньше. От лица Господа говорится:

«Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой»

Или дальше:

и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

То есть о Боге говорится, вообщем, как о человеке – что Он будто бы гневается, клянётся, меняет Своё решение. Сначала Он всех позвал в покой, а потом (видя, что люди непокорны) «клянётся в гневе Своём» - меняет решение, прогневавшись на непокорных.
Или:

почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

То есть он был Творцом, а потом как бы начал отдыхать.
Конечно, братья и сестры, мы понимаем, что всё это антропоморфизмы. Таких мест очень много в Библии, в Ветхом Завете – когда о Боге говорится человеческими словами. Ведь мы мыслим Бога по аналогии с человеком.
Как сказать о Боге? Можно через притчи, можно через исихию (молчание)  – то есть даже не словами, как-то иначе. Или же языком мифа – языком понятных человеку образов. Это нормально, только нужно всегда помнить о том, что Бог гораздо выше любых наших образов и представлений о Нём. Если же мы принимаем эти описания Бога за саму реальность, тогда мы, конечно, глубоко заблуждаемся.
 Я напоминаю, дорогие братья и сестры, о необходимости ежедневно читать Слово Божие, потому что в нём заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать