Читаем Апостол. 3 октября. Сеется тело душевное, восстает тело духовное

3 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 15, ст. 39–45 

 

39. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.

40. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.

41. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.

42. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;

43. сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;

44. сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

45. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.

(1 Кор. 15, 39 – 45)

 

Очень важный и интересный отрывок - окончание Первого Послания апостола Павла к Коринфянам, где он размышляет о тайне Воскресения Христова и тайне будущего воскресения всех людей.

У человека античной культуры, у язычника (коринфяне – бывшие язычники) воскресение из мертвых именно в теле вызывало сомнения, недоумение, это было что-то неудобоваримое, пугающее. Согласно достаточно популярной философии Платона, тело – это гробница души, и цель человеческой жизни – избавиться от тела для того, чтобы душа воспарила в чистый мир идей. По христианскому учению получалось, что после воскресения из мертвых человек вновь водворялся в каком-то теле. Для язычника это было непонятно, неприемлемо. Мы помним, как отреагировали язычники в Афинах на проповедь апостола Павла о телесном воскресении из мертвых: «Мы послушаем тебя в другой раз», то есть им было невыносимо об этом слушать. Здесь апостол Павел объясняет, что воскресение мертвых состоится в теле, но в теле духовном.

В начале этого отрывка апостол Павел пишет о том, что Господь все устроил в этом мире так, что каждый объект и предмет имеет свое тело, свою форму. Тело – это тот или иной объект, который нельзя разделить, не потеряв целостности; тело значит «цело». Мы говорим «небесное тело»; человек или любой целостный предмет – это тоже тело. Если мы, например, распилим стол, то не получим два маленьких стола, а получим один испорченный стол, нарушив его целостность.

Один из синонимов слова «тело» – «плоть». Однако здесь надо быть внимательным: иногда апостол Павел подразумевает под этим словом плотское состояние человека, а иногда тело как человеческую или нечеловеческую форму какого-то объекта. Апостол Павел перечисляет: есть плоть у человеков, у скотов, у рыб, у птиц; упоминает тела небесные и земные: солнце, луну, звезды.

Далее апостол говорит о том, что при воскресении мертвых каждый тоже будет иметь свое тело. Человек воскреснет не как чистая душа, а как полноценный человек. Он будет иметь тело, но оно будет принципиально отличаться от того тела, которое было у человека в земной жизни. Вот как оно описано: Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Мы, как существа биологические, существуем на этой земле благодаря тому, что у нас есть тело и душа. Мы помним, что с библейской точки зрения само слово «душа» - это эквивалент слова «жизнь». Поэтому тело, в котором живет душа, – это душевное тело. Оно, конечно, немощное, слабое, ограниченное и должно отойти в землю, из которой было взято, как мы поем в чинопоследовании отпевания. Подобно зерну, душевное тело будет «посеяно», уничтожено, прекратит свое существование. Когда мы воскреснем из мертвых при Втором Пришествии Христовом, взамен тела душевного нам будет дано тело духовное, которое будет совсем иным по своим качествам. Как сказано апостолом, оно будет «в славе», «в силе» и «в нетлении», но это все-таки будет именно тело, целостный человек.

В 45-м стихе апостол Павел еще раз сравнивает два этих состояния и два тела. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею . Действительно, первый человек был живым существом, обладающим телом. Господь сотворил Адама, с одной стороны, как тело, объект, а с другой - как душу, как жизнь. А последний Адам есть дух животворящий. Последний Адам – Христос – Тот, Кто первым прошел путь воскресения, вознесения, поэтому мы называем Его первенцем из умерших . Тело Христово по Его воскресении действительно обладало духовными свойствами, и то тело, которое будет иметь человек по воскресении из мертвых, тоже будет иметь духовные свойства. Вот какое прекрасное учение о воскресении, о теле душевном и теле духовном апостол Павел дает нам в самом конце Первого Послания к Коринфянам.

Напоминаю, что для на с с вами ежедневно необходимо читать Слово Божие, потому что в нем великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать