Читаем Апостол. 3 ноября. Вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго

3 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 1, ст. 6–10.

 

6. И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,

7. так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.

8. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.

9. Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному

10. и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

(1 Фес. 1, 6 – 10)

 

Мы с вами продолжаем знакомиться с интереснейшим и самым ранним из всех посланий апостола Павла, Первым посланием к Фессалоникийцам. Сейчас мы прочитали вторую часть первой главы, где Павел все еще пишет с благодарением. Такие части посланий назывались proemi , то есть молитва за адресата. Мы видим, что молитва полна похвалы, благодарности по отношению к фессалоникийцам, поскольку отношение апостола Павла к этой Церкви было чрезвычайно теплым, неконфликтным. Если мы вспомним ту же молитвенную часть в Послании к Галатам, то увидим, что там апостол Павел говорит не «благодарю Бога за вас», а «удивляюсь, как вы быстро отошли от са́мого первого благовествования», которое им возвестил сам Павел. Здесь же все исполнено радости, благодарения.

И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго. Фессалоникийцы приняли слово при многих скорбях, но с радостью Духа Святого. Этот парадокс часто встречается в Посланиях апостола Павла, наверное, и каждый христианин сталкивается с определенным парадоксом подобного рода, а именно: как можно в скорбях радоваться, как совместить состояния скорби и радости. В очередной раз напомню, что греческое слово θλίψη переводится в большей степени как «внешнее притеснение, внешнее гонение». То есть апостол Павел пишет, что было много притеснений, гонений, тем не менее, несмотря на трудности, которыми сопровождалось принятие фессалоникийцами слова Божия от апостола Павла, они радуются в Духе Святом. Все эти внешние гонения не могут лишить их одного из главных плодов Духа Святого – радости. Мы помним, что апостол Павел в Послании к Галатам среди плодов Духа Святого первые места отдает любви, радости и миру. Поэтому радость в Духе Святом – это такое состояние, такой дар Божий, который не может быть поколеблен никакими внешними притеснениями или, как у нас переведено, скорбями.

Так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии . В прошлый раз мы с вами говорили, братья и сестры, что Македония и Ахаия – две соседствующие провинции. Македония – провинция, столицей которой являлся город Фессалоники. Ныне это территория Греции, столицей которой являются Афины. Тогда Афины не были таким крупным городом, как Фессалоники. В Афинах была платоновская академия, это была культурная, философская столица, но административной столицей был город Фессалоники. Провинция Ахаия имела столицей Коринф, и именно из этого города апостол Павел, скорее всего, писал Послание к Фессалоникийцам.

Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать. Здесь мы видим важный момент, на который нам с вами надо периодически обращать внимание. Практически во всех изданиях синодального перевода некоторые слова написаны курсивом. Если в тексте слово слава ( слава о вере вашей) написано курсивом, это означает, что в греческом оригинальном тексте это слово отсутствует. В данном случае правильнее было бы прочитать «во всяком месте прошла вера ваша в Бога». Не в том смысле, что фессалоникийцы заслужили какую-то славу за свою веру, речь о том, что сама вера из Фессалоник распространялась и охватывала все большее пространство. Поэтому нам ни о чем не нужно рассказывать , потому что вера в Бога пронеслась не только в Македонии и Ахаии, но даже за их пределами.

В следующих стихах описывается то, что произошло в результате этой веры в Бога. Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева. Очень интересный момент описан в последнем стихе: мы ожидаем с небес Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Которого Бог Отец воскресил из мертвых, избавляющего нас от грядущего гнева . Гнев – это вроде бы эмоция. Когда мы говорим «гнев Божий», то думаем, что это как-то похоже на гнев человеческий. Однако это антропоморфизм (человекоподобный образ Бога), метафора. Слово гнев в библейской традиции имеет конкретный смысл и означает «суд», то есть избавляющего от гнева нужно понимать как «избавляющего от суда Божия». Например, вспомним стих в Псалтири: Господь воцарися, да гневаются людие . Нам кажется странным: Бог воцаряется, а люди гневаются. Но с библейской точки зрения, когда Господь воцаряется, тогда люди подвергаются суду, встают перед судом лица Божия. Это естественно: когда Господь воцаряется, приходит в жизнь многих людей, какого-то общества, страны или отдельного человека, то объект обязательно встает перед лицом суда. Суд по-гречески – «кризис», то есть человек оказывается перед лицом кризиса, когда воцаряется Бог, даже если воцаряется Он в сердце конкретного человека.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать