Читаем Апостол. 3 марта. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки

3 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание Иоанна. Глава 4, ст. 20–21; глава 5, ст. 1–21.

 

4:20. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

4:21. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

5:1. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.

5:2. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.

5:3. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.

5:4. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

5:5. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?

6. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.

5:7. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.

5:8. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.

5:9. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

5:10. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

5:11. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

5:12. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

5:13. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

5:14. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.

5:15. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него.

5:16. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.

5:17. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.

5:18. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

5:19. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.

5:20. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.

5:21. Дети! храните себя от идолов. Аминь.

(1 Ин. 4, 20 – 5, 21)

 

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы прочитали очень пространный отрывок, которым заканчивается Первое соборное послание апостола Иоанна Богослова.

Поскольку комментировать весь отрывок у нас недостанет времени, мы с вами обратимся к началу 5-й главы: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки. Вновь апостол Иоанн Богослов говорит о заповедях Божиих, заповедях христианских. Чуть ранее в этом Послании, как и в своем Евангелии, он обозначил главную заповедь – заповедь о любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

Как мы говорили, это «заповедь» в кавычках, потому что если заповедь – пункт закона, то, конечно, мы можем ее соблюсти в каком-то смысле своими усилиями. По крайней мере, можно заставить себя чего-то не делать, скажем, не убивать, не воровать хотя бы из инстинкта самосохранения, страха наказания. Но заставить себя любить, конечно, невозможно. Поэтому слово «заповедь» можно поставить в кавычки либо дать иную интерпретацию этому понятию.

Само слово «заповедь», по-гречески εντολή, происходит от глагола εντέλλομαι. В философском лексиконе есть однокоренное ему слово εντελέχεια (энтелехия), которое присутствует в философии Аристотеля и обозначает устремленность к цели, «воцеление». Например, он говорит, что бабочка – это энтелехия гусеницы: гусеница стремится стать бабочкой. В этом отношении мы можем рассмотреть и понятие заповеди. С точки зрения христианства заповедь – это в большей степени устремленность, некая цель, стимул, вектор. Мы, живя со Христом, стараемся потихоньку вырастать в этом направлении, потому что невозможно в одночасье стать любящим человеком. Нельзя встать утром с кровати и сказать: «Сегодня я буду всех любить, пусть даже стиснув зубы».

Когда человек растет в этом направлении, движется к исполнению этой «заповеди» по вектору, обозначенному Христом, то все остальное становится на свои места, вся жизнь становится пронизанной Божественной любовью. Такой человек даже теоретически не может делать то, что противоречит воле Божией: если он поступает по любви, то поступает согласно воле Божией. Об этом прекрасно говорится в 13-й главе Послания апостола Павла к Римлянам. Если будем живы, мы обязательно будем читать это прекрасное Послание и подробно говорить об этом. Сейчас лишь напомню фразу оттуда: Любовь не делает ближнему зла.

Любовь есть исполнение закона, поэтому и говорится далее в сегодняшнем отрывке: и заповеди Его нетяжки. Христос не возлагает на нас бремен неудобоносимых. Господь обвинял фарисеев, иудейских законоучителей в том, что они возлагают бремена неудобоносимые. Сам же Христос прекрасно понимает всю тяжесть человеческой жизни. Когда Бог стал Человеком, мы поняли, насколько Он стал близок к нам, насколько Он понимает нашу ситуацию. Поэтому заповеди христианства в этом смысле не могут быть тяжелыми. Господь Сам сказал в другом Евангелии: Иго Мое благо, и бремя Мое легко. Он как бы говорит: «Я Сам буду учить каждого христианина, вести его за руку по «лестнице», на вершине которой христианина ждет состояние любви».

Это путь, который, конечно, требует определенных усилий: очищения сознания, открытия сердца, но все это органичный процесс. Когда человек учится в школе, он прилагает усилия, но понятно, что в одночасье он не станет разбираться в высшей математике или литературе серьезных авторов, а все будет идти постепенно. Естественно, где-то бывают ошибки, падения, заблуждения: где-то домашнее задание не выполнил, что-то не понял, получил плохую оценку. Человек, живущий под игом закона, получает наказание за каждую свою ошибку. Совершил грех в ветхозаветном смысле слова, нарушил заповедь – тебе грозит наказание; оно может быть разным, но в любом случае за каждую ошибку ты будешь наказан. Новый Завет – это путь, на котором человек может споткнуться, ошибиться, проявить слабость, но в конечном итоге, если он находится со Христом, полностью доверяет Ему свою жизнь, то этот путь, проложенный Самим Господом для каждого Его последователя, будет человеком пройден. Это возможно для того, кто желает выполнить единственную новую заповедь христианства – возлюбить другого человека так же, как возлюбил Христос, то есть уподобиться Христу в этом главном состоянии любви.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать