Читаем Апостол. 3 июня. Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете

3 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 15, ст. 5–34.

 

5. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев.

6. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.

7. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;

8. и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;

9. и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

10. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

11. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

12. Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

13. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.

14. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.

15. И с сим согласны слова пророков, как написано:

16. Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,

17. чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.

18. Ведомы Богу от вечности все дела Его.

19. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,

20. а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

21. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

22. Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,

23. написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

24. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,

25. то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,

26. человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.

27. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

28. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:

29. воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

30. Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.

31. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.

32. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.

33. Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.

34. Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)

(Деян. 15, 5 – 34)

 

Дорогие братья и сестры, сегодня у нас очень пространный отрывок. Жаль, что он не разбит на две или три части: нам с вами пришлось потратить время на чтение такого большого текста и говорить о нем придется достаточно скомкано. А ведь это очень важное место, где рассказывается о том, как прошел первый в истории Церкви собор – так называемый Апостольский собор в Иерусалиме. Считается, что это было в период с 49 по 51 год.

Апостолы Павел и Варнава вернулись из своего первого миссионерского путешествия обратно в Иерусалим через Антиохию. В Иерусалиме некоторые уверовавшие от фарисеев, то есть бывшие блюстители закона Моисеева, даже став христианами, считали, что в христианство можно попадать только через обрезание. Мы помним, что долгое время христианство не отделяли от иудаизма: противники христиан считали, что это некий раскол, ересь иудейская, и язычники, представители администрации Римской империи, так же считали, что христиане – это какие-то иудейские сектанты. Поэтому и сами христиане, особенно из иудействующих (и тем более от фарисеев) еще не отделяли христианство, не чувству той духовной революции, которую принесло христианство: все перед Богом равны и спасаются только через веру в Иисуса Христа. В связи с этим фарисеи в особенности настаивали на том, что должно быть обрезание и полноценным христианином человек может быть, только прежде став иудеем и приняв обрезание, так сказать «транзитом» через иудаизм. Но ведь Петр уже видел: что Бог очистил, недолжно почитать нечистым.

Все-таки первым крещеным язычником был Корнилий сотник, и крестил его еще апостол Петр, а уже потом Павел вышел на широкую проповедь среди язычников. На этом соборе Петр первым возвысил свой голос, рассказав об этом. Потом Павел и Варнава говорили о том, как Бог одарил язычников, как Дух Святой сходил на них в результате проповеди Крещения.

В конце концов итог подвел человек, который считается первым епископом Иерусалимской церкви – апостол Иаков, брат Господень. Он сказал, что не должно обременять язычников ничем, кроме необходимого. Далее написано, что составляет это необходимое: и в 20-м стихе, и потом повторяется в 29-м в формате письма. Например, прочитаем 29-й стих: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Главным пожеланием является не делать другим того, чего себе не хотите. Это действительно важнейшее моральное наставление, «золотое правило», потому что все лучшие, высоконравственные люди любой культуры так или иначе доходили до этого правила даже через естественное чувство морали, внутреннюю рефлексию, слушая голос совести.

Все остальное является фактором особого языческого образа жизни. Удавленина – это мясо животного, которое было убито недолжным образом. Во-первых, иудеи вкушали только определенное мясо: например, не ели свинину, а только мясо тельцов или агнцев (говядину или баранину, как мы бы сейчас сказали). Также это мясо особым образом должно было быть забито и приготовлено, спущена кровь, как здесь и написано (воздерживаться от идоложертвенного и крови). Это то, что у нас иногда называется кошерной пищей. Идоложертвенное – это та еда, в первую очередь мясо, которое посвящалось языческому богу. Блуд, как некая черта образа жизни язычников, тоже запрещался, и в частности вольность, распущенность. Некоторые культы даже имели такую составляющую, как храмовая проституция. Все, что являлось принадлежностью языческого распущенного, вольного образа жизни, связанного с поклонением идолам и недостойным поведением, должно было быть отсечено, чтобы не вводить в смущение и соблазн братьев-христиан из иудеев, которые, конечно, очень ревностно старались воздержаться от всего перечисленного. Самое главное – не делайте людям того, чего себе не хотите; это уже более «широкая» заповедь не ритуального, а общего характера, золотое правило на все случаи жизни.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать